4. Служба документационного обеспечения управления |
4. Служба документационного обеспечения управления
Важным вопросом при постановке делопроизводства в организации является определение структуры службы документационного обеспечения управления (ДОУ), ее должностного и численного состава.
Структура службы документационного обеспечения управления зависит от объема документооборота, а также от технологии работы с документами и может быть представлена следующими структурными подразделениями:
В крупной организации с большим объемом документооборота могут существовать все вышеперечисленные подразделения, входящие в службу документационного обеспечения управления.
В организациях меньшего масштаба с не таким большим объемом документооборота возможно совмещение нескольких функций в одном подразделении или вместо структурных подразделений выполнение соответствующей работы отдельными сотрудниками, в маленькой фирме всю работу обычно ведет один секретарь. 1
Метод установления организационной структуры службы делопроизводства (ДОУ) в зависимости от объема документооборота был сформулирован в Единой государственной системе делопроизводства (Главное архивное управление при Совете Министров СССР, 1974). Согласно этому методу все организации, учреждения, предприятия в зависимости от объема документооборота подразделяются на четыре категории:
Так согласно вышепредставленной классификации, если объем документооборота учреждения составляет более 10 тыс. документов в год, то для эффективной организации работы с документами необходимо создание службы документационного обеспечения управления как отдельного подразделения. 2
Несмотря на то, что данный метод установления организационной структуры службы ДОУ был предложен более 30 лет назад, в целом он применим и сегодня. Так, например, Бобылева М.П. в своей книге "Эффективный документооборот: от традиционного к электронному" предлагает следующее развитие организационной структуры службы ДОУ в зависимости от объема документооборота (представлено в таблице 1).
Таблица 1
Развитие организационной структуры службы ДОУ в зависимости от объема документооборота3
Объем документооборота, тыс. документов в год |
Организационные формы службы ДОУ |
менее 10 |
обычно один-два секретаря руководителя организации |
от 10 до 25 |
служба организационно оформляется; требуется группа работников с выделением ответственных за отдельные участки работы (специализация сотрудников) |
от 25 до50 |
создается подразделение, включающее несколько участков работы (обработка и регистрация документов, контроль за исполнением, ведение архива и т.п.) |
от 50 до 100 |
более развитая структура, в рамках которой организационно оформлены все основные участки работы; степень специализации работы сотрудников повышается, в качестве самостоятельного участка (один или несколько специалистов) выделяется корпоративное регулирование и совершенствование ДОУ, в том числе на основе автоматизации |
свыше 100 |
сложная нестандартная структура службы ДОУ, зависящая от специфики работы организации и ее структуры (иерархической, территориально распределенной) и использования автоматизированных систем |
Говоря о структуре службы документационного обеспечения управления необходимо также рассмотреть основные функции ее подразделений (представлены в таблице 2).
Таблица 2
Функции основных подразделений службы документационного обеспечения управления4
Наименования подразделения службы ДОУ |
Выполняемые подразделением функции |
секретариат |
|
экспедиция |
|
подразделение (группа, отдел) по регистрации и учету документов |
|
подразделение (отдел, группа) по контролю исполнения документов |
|
подразделение (отдел, группа) по работе с обращениями граждан |
|
подразделение (отдел, группа) по изготовлению документов |
|
отдел совершенствования делопроизводства |
|
копировально-множительное бюро |
|
протокольная группа |
|
редакционная группа |
|
приемная |
|
архив (организации) |
|
Для эффективной организации работы службы делопроизводства и в целом аппарата управления большое значение также имеет определение оптимальной численности делопроизводственного персонала, которая, прежде всего, зависит от объема выполняемых этим подразделением работ и принятой технологии (уровня автоматизации и механизации работы с документами).
Расчет численности делопроизводственного персонала проводится через определение затрат труда и времени на выполнение делопроизводственных работ (т.е. трудоемкости). Для проведения данного расчета в сфере делопроизводства в настоящее время можно применять следующие нормативные документы по труду:
Для расчета необходимой численности сотрудников службы ДОУ могут применяться следующие виды нормативов:
При расчете необходимой численности работников обычно сначала определяют общую годовую трудоемкость, которая вычисляется по следующей формуле:
где То – общая годовая трудоемкость работ; | |
Тн – годовая трудоемкость нормируемых работ; | |
Тнн – годовая трудоемкость ненормированных работ. |
При этом годовую трудоемкость нормируемых работ можно рассчитать следующими способами:
- через нормы времени:
где Vi – объем работ i -го вида, выполняемый за год; | |
Нврi – норма времени на выполнение i -й работы; |
- через нормы выработки:
где Н вырi – норма выработки в единицах измерения на одного специалиста. |
Годовая трудоемкость ненормируемых работ определяется методом экспертных оценок с учетом объема выполняемых работ по формуле:
где Н ннj – трудоемкость ненормируемой j -й работы; | |
V j – объем работы j -го вида, выполняемый за год. |
После определения общей годовой трудоемкости работ можно определить численность персонала по следующей формуле:
где Ч – численность персонала; | |
Т о – общая годовая трудоемкость работ; | |
Ф н – нормативный фонд рабочего времени на одного работника за год (условно принимается равным 2000 часов или 259 рабочих дней 7 ); | |
К н – коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников, регламентируемые трудовым законодательством: основные (очередные) и дополнительные отпуска, в том числе отпуска для работников с ненормированным рабочим днем, отпуска по временной нетрудоспособности, отпуска для учащихся и т.п. Данный коэффициент определяется по формуле: | |
Минимальный процент планируемых невыходов, обычно применяемый для бюджетных организаций, составляет 10% рабочего времени. 7
Расчет численности персонала службы документационного обеспечения управления рекомендуется проводить по категории ее сотрудников. В соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации 21 августа 1998 г. № 37, в службе ДОУ можно выделить 3 категории сотрудников по характеру труда, а именно:
К категории руководителей в соответствии с Квалификационным справочником относятся следующие должности:
На практике в службе ДОУ используются и иные должности руководителей: управляющий делами, заведующий общим отделом, заведующий протокольным отделом, начальник (руководитель) секретариата, заведующий центром подготовки документов, заведующий отделом писем и др. Как правило, наименование должности руководителя зависит от структуры службы делопроизводства. По существующим нормам управляемости количество руководителей не должно превышать 20% от общего количества делопроизводственного персонала. 8
К категории специалистов в соответствии с Квалификационным справочником относятся следующие должности:
На практике к категории специалистов относятся такие должности, как: помощник (референт, секретарь-референт) руководителя организации, секретарь коллегии, инспектор, методист, специалист 1-й категории, специалист 2-й категории. 9
К категории технических исполнителей в соответствии с Квалификационным справочником относятся следующие должности:
Подробное описание должностных обязанностей и требований к квалификации сотрудников службы ДОУ, занимающих вышеперечисленные должности, содержится в разделе "Регламентация деятельности службы документационного обеспечения управления".
Дополнительная информация: