Энциклопедия делопроизводства

Содержание энциклопедии

Введение

"Энциклопедия делопроизводства" – представляет собой электронное издание, призванное ответить на вопросы, которые могут возникнуть на любом этапе работы с организационно-распорядительными документами, начиная от документирования и заканчивая передачей дел в архив организации.

В соответствии с ГОСТ Р 7.0.8-2013 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" делопроизводство – это деятельность, обеспечивающая документирование, документооборот, оперативное хранение и использование документов.

Термин "делопроизводство" возник в России, по данным словарей русского языка, во второй половине XVIII в. и образован от сочетания слов "производство дела", а "делом" в то время обозначали судебный или административный вопрос, решаемый органом управления. Определения терминов претерпевали изменения: позже "дело" стало употребляться и в значении "собрание документов", относящихся к какому-либо вопросу, а в настоящее время значения обоих этих терминов – "делопроизводство" и "дело" – закреплены ГОСТ Р 7.0.8-2013.

В соответствии с ГОСТ Р 7.0.8-2013 делопроизводство предполагает прежде всего создание документов или документирование, т.е. запись информации на носителе по установленным правилам, которые закрепляются в правовых актах и нормативно-методических документах. Результатом документирования является документ – зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Носителем при этом может выступать любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде.

В обществе документы являются основными носителями информации, при этом любой документ, создаваемый в обществе, является элементом системы более высокого уровня и входит в соответствующую систему документации в качестве ее элемента. Под системой документации понимается совокупность документов, взаимосвязанных по признакам назначения, сферы деятельности и единых требований к их оформлению. Классификацию управленческих документов содержит "Общероссийский классификатор управленческой документации", в зависимости от функций управления в нем выделены следующие системы документации: организационно-распорядительная, отчетно-статистическая, бухгалтерская, по труду и т.п. Организационно-распорядительной документации (ОРД) в системе управления принадлежит особая роль ввиду того, что она имеется во всех учреждениях независимо от специфики их деятельности и ее можно рассматривать как наиболее общую категорию управленческих документов. В организационно-распорядительных документах фиксируют решение административных и организационных вопросов, а также вопросов управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности органов власти, учреждений, предприятий, организаций, их подразделений и должностных лиц.

Делопроизводство однако предполагает не только создание документов, но также и документооборот, хранение и использование документов в текущей деятельности организации.

Документооборот – это движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки. В целях рациональной организации документооборота все документы распределяются на документопотоки:

  • регистрируемые и нерегистрируемые документы;
  • входящие, исходящие и внутренние документы;
  • направляемые в вышестоящие или подведомственные организации и т.д.

Характеристикой документооборота является его объем, под которым понимается количество документов, поступивших в организацию и созданных ею за определенный период. Данный показатель является важным, он должен учитываться при организации делопроизводства, а также влиять на структуру службы делопроизводства и ее штатный состав.

Наряду с документооборотом в понятие "делопроизводство" также включены оперативное хранение документов (хранение документов в структурном подразделении до их передачи в архив организации или уничтожения) и их использование.

***

В "Энциклопедии делопроизводства" рассмотрены все составные части делопроизводства.

Первая и вторая части ориентированы на документирование информации, а именно: часть "Правила оформления организационно-распорядительных документов" рассказывает о составе и требованиях к оформлению реквизитов документов, а также о разработке бланков документов". Вторая часть "Системы документации" состоит из трех подчастей: система организационно-правовой документации, система распорядительной документации, система информационно-справочной документации, которые содержат описание каждого вида документа, а также требования, предъявляемые к нему.

Третья часть "Энциклопедии делопроизводства" носит название "Организация работы с документами" и посвящена другим составляющим делопроизводства. Данная часть тоже состоит из подчастей: организация документооборота и оперативное хранение документов.

В заключительной части "Служба документационного обеспечения управления" говорится о функциях службы делопроизводства, ее структуре и регламентации ее деятельности.

***

В конце хотелось бы подчеркнуть следующие моменты:

1. В работу с документами в организации в той или иной степени втянуты все работники, независимо от того, к какой категории они относятся – к руководителям, специалистам, техническим исполнителям. Различие заключается в характере работы с документами.

2. От технологии организации работы с документами и от качества создаваемых документов зависит не только оперативность и эффективность управленческих решений, но и общие показатели результатов деятельности организации. Без налаженного делопроизводства трудно построить эффективное управление.

В связи с этим "Энциклопедия делопроизводства" предназначена не только специалистам службы делопроизводства, но также и другим специалистам организации, работа которых тем или иным образом связана с документами.