Внедрение дистанционных методов мониторинга в области промышленной безопасности

На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов опубликован проект постановления Правительства Российской Федерации «О проведении эксперимента по внедрению систем дистанционного контроля промышленной безопасности на отдельных опасных производственных объектах» (https://regulation.gov.ru/projects#npa=100318).

Как следует из пояснительной записки к проекту постановления он направлен на формирование правовых основ внедрения дистанционных методов мониторинга в области промышленной безопасности путем проведения эксперимента по внедрению системы дистанционного контроля промышленной безопасности на опасных производственных объектах.

Повышение уровня и эффективности взаимодействия организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, и органов государственного надзора требует совершенствования риск-ориентированных подходов при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, что невозможно без развития систем управления рисками в контрольно-надзорных органах и переоценивания рисков в зависимости  от фактического состояния объектов. Дальнейший переход от всеобъемлющего контроля (надзора) к дифференцированному планированию проверок в зависимости от уровня риска причинения вреда охраняемым законом ценностям позволит снизить нагрузку на подконтрольные субъекты, которые не представляют реальной угрозы причинения вреда таким ценностям. О широком применении информационных систем и дистанционного мониторинга в области промышленной безопасности свидетельствует и мировой опыт.

На сегодняшний день в Российской Федерации отмечается широкое применение организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, в рамках производственного контроля автоматизированных комплексов, позволяющих дистанционно в режиме реального времени контролировать параметры, определяющие безопасность на опасных производственных объектах (в том числе включающих в себя специальные устройства, системы контроля, автоматического и дистанционного управления и регулирования технологических процессов, сигнализации и противоаварийной автоматической защиты, системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии или инцидента и другое).

Ростехнадзором совместно с заинтересованными организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, в рамках эксперимента будет проведена апробация функциональных возможностей программных средств дистанционного контроля промышленной безопасности на опасных производственных объектах, предусматривающих интеграцию, анализ и обобщение показателей состояния промышленной безопасности с существующих автоматизированных комплексов организаций.

По результатам эксперимента будет проведена оценка результатов и эффективности применения системы дистанционного контроля промышленной безопасности с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций и представлен соответствующий доклад в Правительство Российской Федерации.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, принявших участие в эксперименте и внедривших систему дистанционного контроля промышленной безопасности, проектом постановления предусматривается, что информация о технологических процессах, поступающая с использованием системы дистанционного контроля промышленной безопасности будет учитываться Ростехнадзором при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

Таким образом в рамках эксперимента будут апробированы механизмы снижения административной нагрузки посредством ограничения предмета проверки при проведении проверочных мероприятий в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности только той информацией, которая не передается с использованием системы дистанционного контроля промышленной безопасности.

В целом предполагается, что результаты реализации эксперимента позволят:

1) оптимизировать контрольно-надзорную деятельность в области промышленной безопасности, исключить коррупционные риски в ней;

2) снизить административную нагрузку на организации, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности;

3) сформировать современную систему информационного обеспечения анализа риска возникновения аварий (в том числе крупных) на опасных производственных объектах, востребованную эксплуатирующими организациями, их учредителями, органами федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и иными государственными органами.

25.03.2020