На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов опубликован проект постановления Правительства Российской Федерации «О проведении эксперимента по внедрению систем дистанционного контроля промышленной безопасности на отдельных опасных производственных объектах» (https://regulation.gov.ru/projects#npa=100318).
Как следует из пояснительной записки к проекту постановления он направлен на формирование правовых основ внедрения дистанционных методов мониторинга в области промышленной безопасности путем проведения эксперимента по внедрению системы дистанционного контроля промышленной безопасности на опасных производственных объектах.
Повышение уровня и эффективности взаимодействия организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, и органов государственного надзора требует совершенствования риск-ориентированных подходов при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, что невозможно без развития систем управления рисками в контрольно-надзорных органах и переоценивания рисков в зависимости от фактического состояния объектов. Дальнейший переход от всеобъемлющего контроля (надзора) к дифференцированному планированию проверок в зависимости от уровня риска причинения вреда охраняемым законом ценностям позволит снизить нагрузку на подконтрольные субъекты, которые не представляют реальной угрозы причинения вреда таким ценностям. О широком применении информационных систем и дистанционного мониторинга в области промышленной безопасности свидетельствует и мировой опыт.
На сегодняшний день в Российской Федерации отмечается широкое применение организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, в рамках производственного контроля автоматизированных комплексов, позволяющих дистанционно в режиме реального времени контролировать параметры, определяющие безопасность на опасных производственных объектах (в том числе включающих в себя специальные устройства, системы контроля, автоматического и дистанционного управления и регулирования технологических процессов, сигнализации и противоаварийной автоматической защиты, системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии или инцидента и другое).
Ростехнадзором совместно с заинтересованными организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, в рамках эксперимента будет проведена апробация функциональных возможностей программных средств дистанционного контроля промышленной безопасности на опасных производственных объектах, предусматривающих интеграцию, анализ и обобщение показателей состояния промышленной безопасности с существующих автоматизированных комплексов организаций.
По результатам эксперимента будет проведена оценка результатов и эффективности применения системы дистанционного контроля промышленной безопасности с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций и представлен соответствующий доклад в Правительство Российской Федерации.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, принявших участие в эксперименте и внедривших систему дистанционного контроля промышленной безопасности, проектом постановления предусматривается, что информация о технологических процессах, поступающая с использованием системы дистанционного контроля промышленной безопасности будет учитываться Ростехнадзором при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.
Таким образом в рамках эксперимента будут апробированы механизмы снижения административной нагрузки посредством ограничения предмета проверки при проведении проверочных мероприятий в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности только той информацией, которая не передается с использованием системы дистанционного контроля промышленной безопасности.
В целом предполагается, что результаты реализации эксперимента позволят:
1) оптимизировать контрольно-надзорную деятельность в области промышленной безопасности, исключить коррупционные риски в ней;
2) снизить административную нагрузку на организации, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности;
3) сформировать современную систему информационного обеспечения анализа риска возникновения аварий (в том числе крупных) на опасных производственных объектах, востребованную эксплуатирующими организациями, их учредителями, органами федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и иными государственными органами.