Как организовать обучение по оказанию первой помощи

Организация обучения и проверки знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим

Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим представляет собой процесс получения работниками знаний, умений и навыков, позволяющих оказывать первую помощь до оказания медицинской помощи работникам при несчастных случаях на производстве, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью. Согласно исследованиям, до 90 % погибших при авариях и несчастных случаях могли бы остаться в живых в случае оказания своевременной и квалифицированной первой помощи в первые минуты после происшествия. При этом в большинстве случаев практически никаких действий, направленных на оказание первой помощи пострадавшим, не предпринимается. Как правило, действия, выполняемые очевидцами, ограничиваются вызовом бригады скорой медицинской помощи. Частота оказания первой помощи пострадавшим до прибытия бригады скорой помощи составляет, по некоторым данным, всего 4,4 % случаев, при этом нуждаются в оказании первой помощи более 60 % пострадавших.

Каждый человек в России вправе оказать первую помощь пострадавшему в случае экстренной ситуации и при наличии у него специальной подготовки и навыков. Кроме того, статьи «Крайняя необходимость» и «Причинение вреда в состоянии крайней необходимости» уголовного, административного и гражданского кодексов защищают человека, оказавшего первую помощь, даже если пострадавший умер или ему в процессе оказания первой помощи был нанесен неумышленный вред. Первая помощь не является видом медицинской помощи и оказывается пострадавшему до прибытия медиков или специальных служб.

Важность оказания первой помощи трудно переоценить, т. к. она может стать единственным способом спасения жизни. Помощь медиков и спасателей часто бывает запоздавшей и потому неэффективной лишь по той причине, что они могут не успеть приехать к пострадавшему, которому не была оказана первая помощь. В состоянии клинической смерти (когда отсутствуют дыхание и сердцебиение) человек может прожить в среднем всего 3–5 минут, после чего наступают необратимые последствия, приводящие к биологической смерти. И тем самым мероприятием, которое может отодвинуть наступление необратимого процесса гибели до прибытия квалифицированной реанимационной бригады, является проведение сердечно-легочной реанимации. Исследования показывают, что примерно 40 % сотрудников МВД России считают, что они неспособны оказать первую помощь пострадавшим. Поэтому вопросы обучения методам и приемам оказания первой помощи являются не просто требованием законодательства, а, возможно, единственным шансом на спасение чьей-то жизни.

На практике во время несчастного случая на производстве при необходимости оказать первую помощь пострадавшему часто встает вопрос: насколько правомочно действие или бездействие работников. В Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приводится разделение обязанностей граждан:

Права и обязанности различных категорий граждан по оказанию первой помощи пострадавшим

Обязаны оказывать первую помощь Вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и навыков
  • Сотрудники органов внутренних дел РФ;

  • военнослужащие и работники Государственной противопожарной службы;

  • спасатели аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб

  • Водители транспортных средств;

  • лица, не включенные в перечисленные категории

В реальной ситуации юридическую ответственность за неоказание первой помощи несут только те, в чьи обязанности входит оказание первой помощи. Человек, не относящийся к такой категории, имеет право оказывать первую помощь только в случае внутренней уверенности и желания оказать помощь пострадавшему. Стоит, однако, отметить, что простое наблюдение со стороны влечет за собой юридическую ответственность. Если работник оказался очевидцем несчастного случая или несчастный случай произошел по его вине, но он не уверен в том, что может оказать помощь или боится ее оказывать, в его обязанности входит вызов на место происшествия представителей медицинских служб, а также контроль за безопасностью пострадавшего, включая его ограждение от источников опасности.

Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи утверждает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, в данном случае – Минздрав России. В указанном перечне содержится полный список состояний пострадавшего, при которых необходимо оказывать первую помощь, и действий, которые при этом допускается выполнять, однако документ не содержит описания конкретных методов оказания помощи.

В ответ на возникающие у организаторов обучения вопросы об объеме и содержании мероприятий по оказанию первой помощи Министерство здравоохранения выпустило письмо, в котором определен универсальный алгоритм оказания первой помощи, в соответствии с которым предлагается обучать оказанию первой помощи пострадавшим, в том числе в рамках обучения по охране труда.

Кроме того, Минздравом России разработано «Учебное пособие для лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь». Данное пособие издано ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России и рекомендовано Координационным советом в области образования «Здравоохранение и медицинские науки» в качестве учебного пособия. Важно отметить, что Минтруд России в своих письмах рекомендует использовать данное пособие при формировании учебного материала для реализации программ обучения по оказанию первой помощи пострадавшим. Пособие описывает порядок оказания первой помощи пострадавшим во всех случаях, не только на производстве, однако его структура повторяет примерный перечень тем для изучения, утвержденный правилами обучения.

Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим должны проходить следующие категории работников (рис. 1):

  • работники, на которых приказом работодателя возложены обязанности по проведению инструктажа по охране труда, включающего вопросы оказания первой помощи пострадавшим, до допуска их к проведению указанного инструктажа по охране труда;

  • работники рабочих профессий;

  • работники, обязанные оказывать первую помощь пострадавшим в соответствии с требованиями нормативных правовых актов;

  • работники, к трудовым функциям которых отнесено управление автотранспортным средством;

  • работники, к компетенциям которых нормативными правовыми актами по охране труда предъявляется требование уметь оказывать первую помощь пострадавшим;

  • председатель (заместители председателя) и члены комиссий по проверке знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим, работники, проводящие обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, специалисты по охране труда, а также члены комитетов (комиссий) по охране труда;

  • иные работники по решению работодателя.

Обучение по оказанию первой помощи может быть организовано как силами работодателя, так и силами организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда (далее – обучающая организация). Периодичность обучения составляет 1 раз в 3 года. Вновь принятые работники, а также работники, переведенные на другую работу, должны пройти обучение в сроки, установленные работодателем в локальном нормативном акте, но не позднее 60 календарных дней после заключения трудового договора.

При этом обязательное обучение в обучающей организации должны пройти следующие категории работников:

  • председатель (заместители председателя) и члены комиссий по проверке знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим, если такая комиссия создается в организации;

  • работники, проводящие обучение по оказанию первой помощи пострадавшим;

  • специалисты по охране труда.


Рис. 1. Виды обучения по охране труда

Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим может проводиться как в рамках обучения по охране труда, так и в виде самостоятельного процесса обучения. В первом случае темы, посвященные оказанию первой помощи пострадавшим, должны быть включены в программы обучения по охране труда, во втором случае должны быть разработаны отдельные программы обучения по оказанию первой помощи пострадавшим. Решение об объединении программ обучения принимает работодатель после анализа потребности в данных видах обучения работников организации, исходя из их должностных обязанностей. Как правило, целесообразно объединить программы в том случае, когда обучается большое количество работников с аналогичными должностями по обеим программам.

Однако требование о внесении сведений об обучении в реестр обученных лиц может поставить под сомнение целесообразность объединения нескольких программ в одну, даже при наличии такой законной возможности. В реестре обученных лиц не предусмотрены объединенные программы и отсутствует возможность зафиксировать одной записью факт прохождения обучения по нескольким программам, а значит, для корректной передачи сведений об обучении в реестр обученных лиц в любом случае необходимо вносить отдельную запись по каждой программе обучения в соответствии с перечнем программ в реестре обученных лиц.

Программа обучения по оказанию первой помощи пострадавшим составляется с учетом примерного перечня тем, утвержденных правилами обучения, и должна включать в себя следующие вопросы:

  • организационно-правовые аспекты оказания первой помощи;

  • оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения;

  • оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах;

  • оказание первой помощи при прочих состояниях.

Все темы, за исключением темы, описывающей организационно-правовые аспекты оказания первой помощи, предполагают теоретические и практические занятия.

Продолжительность программы обучения в соответствии с действующей редакцией правил обучения составляет не менее 8 часов в случае организации самостоятельного обучения. Однако большая часть экспертного сообщества склоняется к тому, что 8 часов недостаточно для теоретического и практического обучения навыкам оказания первой помощи, и выступает за увеличение минимального количества часов освоения программы до 16. При этом практические занятия должны составлять не менее 50 % от общего количества часов и их необходимо проводить с применением технических средств обучения и наглядных пособий. Под техническими средствами обучения в данном случае понимаются специализированные технические средства, предназначенные для использования в образовательном процессе в целях повышения качества и эффективности обучения. Такими средствами в рамках обучения оказанию первой помощи пострадавшим могут быть:

  • тренажер-манекен взрослого пострадавшего для отработки приемов сердечно-легочной реанимации, имеющий индикацию правильных действий;

  • тренажер-манекен взрослого пострадавшего для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей;

  • набор имитаторов травм и повреждений, наглядно показывающих различные степени ожогов, открытых ран и переломов;

  • носилки;

  • аптечка первой помощи работникам, а в случае обучения работников, управляющих автотранспортом, — автомобильная аптечка;

  • наглядные пособия по способам остановки кровотечений на разных частях тела, правилам проведения сердечно-легочной реанимации, приемам транспортировки пострадавших с разными видами травм и т. п.

Конкретный набор средств обучения определяется в зависимости от специфики деятельности организации и характерных для нее несчастных случаев.

Обучение работников по оказанию первой помощи пострадавшим проводится с привлечением работников или иных специалистов, прошедших:

  • подготовку по оказанию первой помощи в объеме не менее 8 часов;

  • обучение по программам повышения квалификации по подготовке преподавателей, обучающих приемам оказания первой помощи.

Первое из перечисленных требований правил обучения вызвало ряд неоднозначных решений на местах, на которые хотелось бы обратить внимание. Некоторые организации в качестве преподавателей по оказанию первой помощи стали нанимать на работу специалистов, имеющих базовое медицинское образование, считая, что эти работники обладают наилучшими компетенциями для проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим. Но данный подход становится нецелесообразным, если сравнить алгоритм оказания первой помощи и, например, алгоритмы оказания неотложной помощи, которую оказывают фельдшеры скорой помощи. Медицинский персонал обучают проводить оценку состояния и оказывать помощь, применяя такие приемы и аппаратные средства, которые недоступны рядовому работнику. Даже высшее медицинское образование и квалификация врача не дает специалисту необходимых знаний и навыков оказания первой помощи. В компетенции врача входит постановка диагноза и последующее лечение, но даже профессиональный врач-терапевт может не иметь навыка оказания первой помощи при артериальном кровотечении.

Организовать проведение обучения по оказанию первой помощи силами работодателя можно пошагово, с учетом следующих рекомендаций:

  1. Назначить работников, которые будут заниматься обучением по программе оказания первой помощи пострадавшим, и направить их в обучающую организацию для обучения по двум программам: программе обучения по оказанию первой помощи пострадавшим (не менее 8 часов) и программе дополнительного профессионального образования – повышения квалификации по подготовке преподавателей, обучающих приемам оказания первой помощи (не менее 16 часов).

  2. Создать постоянно действующую комиссию по проверке знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим и направить членов комиссии в обучающую организацию на обучение по данной программе (рис. 2). В составе комиссии должно быть не менее трех человек – председатель, заместитель председателя (при необходимости) и члены комиссии. Кроме того, члены комиссии по проверке знаний должны быть обучены по программам, указанным в пп. 46 «а» и 46 «б» правил обучения. Для регламентации работы комиссии следует разработать локальный нормативный акт, описывающий порядок работы комиссии.

  3. Рис. 2. Образец приказа руководителя о создании комиссии по проверке знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим

    ПРИКАЗ

    «__» _______20__ г.                                                                                                  № ______

     

    О комиссии по проверке знания требований охраны труда
    по вопросам оказания первой помощи пострадавшим

     

    В соответствии с требованиями статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации, Правилами обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464, в целях организации работы комиссии по проверке знания требований охраны труда при оказании первой помощи пострадавшим ООО «Организация»

    ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Для проведения проверки знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим создать постоянно действующую комиссию в следующем составе:

    1.1. Председатель комиссии: технический директор Семенов С. С.

    1.2. Заместитель председателя комиссии: заместитель технического директора Сидоров С. С.

    1.3. Члены комиссии:

    – начальник отдела № 1 Владимиров В. В.;

    – начальник отдела № 2 Алексеев А. А.;

    – специалист по охране труда Иванов И. И.

    2. Функции секретаря комиссии возложить на специалиста по охране труда Иванова И. И.

    3. Комиссии проводить проверку знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в соответствии с утвержденным графиком.

    4. При проведении проверки знаний руководствоваться Положением о комиссии по проверке знания требований охраны труда.

    5. Секретарю Никитиной Н. Н. ознакомить с настоящим приказом руководителей структурных подразделений и работников, указанных в п. 1 настоящего приказа, в соответствии с листом ознакомления.

    6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

     

    Генеральный директор                                                                                      П. П. Петров

  4. Разработать и утвердить приказом руководителя организации программу обучения, порядок и сроки проведения обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим с учетом специфики их трудовой деятельности либо включить темы оказания первой помощи пострадавшим в программы обучения требованиям охраны труда. Согласовывать учебные программы с надзорными органами не требуется. Также при необходимости следует предусмотреть в программах инструктажей по охране труда изучение вопросов оказания первой помощи теми категориями работников, для которых не предусмотрено проведение обучения оказанию первой помощи. В данном случае инструктирующий должен пройти обучение в обучающей организации по программе обучения оказанию первой помощи пострадавшим.

  5. Провести теоретическое обучение оказанию первой помощи, используя все разрешенные формы и методы, включая электронные средства обучения, позволяющие наглядно демонстрировать порядок оказания первой помощи и моделирующие реальные ситуации получения травм или другие несчастные случаи.

  6. Провести практические занятия с применением специализированных технических средств (тренажеров и наглядных материалов).

  7. Провести проверку знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим с последующим внесением записи и результатов проверки знаний в реестр обученных лиц, оформлением и подписанием протокола проверки знаний. Экзамен может быть проведен в любой доступной форме (устно, письменно, с применением компьютерных программ, в виде демонстрации экзаменуемым полученных практических навыков), однако наиболее надежным представляется электронное тестирование, позволяющее как строго регулировать процесс проверки знаний, так и гарантировать непредвзятость членов комиссии к экзаменуемому. В случае получения неудовлетворительного результата в ходе проверки знаний работник не допускается к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей и направляется работодателем в течение 30 календарных дней на повторную проверку знаний.