К.В. Воробьев, первый зам. ген. директора ЗАО "Термика"
М.Ю. Елизарьева, к.т.н., начальник отдела ЗАО "Термика"
И.А. Лукьянов, зам. начальника отдела ЗАО "Термика"
(Безопасность труда в промышленности, №6, 2013)
Рассмотрены типовые проблемы, возникающие при организации и проведении инструктажей, которые целесообразно решать средствами информационных технологий. Затронуты некоторые задачи, возлагаемые на автоматизированную программную систему для организации и проведения инструктажей. Показаны преимущества использования данной системы.
The typical problems are reviewed occurring during briefings organization and conducting, which is appropriate to solve with the use of information technologies. Some tasks were addressed to be solved by the automated program system for briefings organization and conducting. Some benefits of this system use are shown.
Ключевые слова: промышленная безопасность, инструктаж, информационные технологии, типовые проблемы.
В Российской Федерации регулярное проведение инструктажей в рамках выполнения мероприятий в области промышленной безопасности предписывается как приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» [1], так и правилами безопасности при осуществлении конкретных видов деятельности, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов (ОПО), например Правилами безопасности в нефтяной и газовой промышленности (ПБ 08-624-03) [2], Правилами безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом (ПБ 05-619-03) [3], Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00) [4] и др. Согласно ПБ 08-624-03 одно из обязательных условий для допуска персонала к работам на ОПО – прохождение инструктажей по безопасности на рабочем месте. При проведении инструктажей возникает много проблем как организационного, так и технического характера. Данные проблемы целесообразно решать средствами информационных технологий [5].
В зависимости от вида инструктажа (вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый) существенно различаются условия его проведения, периодичность, содержание, ответственное лицо (подразделение) и т.д. В соответствии с [1] повторный инструктаж на рабочем месте проводится не реже одного раза в полугодие, как индивидуальный, так и для группы работников, выполняющих обслуживание однотипного оборудования в пределах одного рабочего места. Нормативные документы для ряда профессий, связанных с выполнением работ повышенной опасности, могут устанавливать другие сроки проведения повторных инструктажей, в частности ПБ 10-382-00 установлено, что рабочие основных профессий, обслуживающие краны, управляемые с пола или со стационарного пульта и производящие зацепку грузов, должны проходить повторный инструктаж каждые три месяца. В свою очередь Правилами работы с персоналом в организациях нефтепродуктообеспечения Российской Федерации [6], утвержденными Минэнерго России, для некоторых профессий допускается сокращение периодичности повторного инструктажа по отдельным темам полной программы вплоть до одного месяца при условии, что каждая тема и полный объем инструктажа повторяются не реже одного раза в квартал и не реже одного раза в полугодие для соответствующих групп работников. Планирование инструктажей и контроль за их своевременным проведением требуют регулярного выполнения трудоемкой работы, связанной с составлением и актуализацией графиков инструктажей и подготовкой различной документации. Как правило, данная работа подразумевает выполнение большого числа однотипных операций, в ходе которых могут быть допущены ошибки, что в свою очередь требует дополнительных трудозатрат на проверку, их обнаружение и устранение. Усугубляет проблему тот факт, что в связи с возможными отпусками работников, временной нетрудоспособностью и другими причинами отсутствия на работе сроки прохождения повторного инструктажа могут сдвигаться, а это приводит к дополнительным трудозатратам, связанным с контролем, планированием и организацией его проведения. Эти трудозатраты тем значительнее, чем выше численность работников, подлежащих инструктажу, сложнее структура организации и процессы, связанные с осуществлением ее деятельности.
Использование системы [5] избавит работников от большинства рутинных операций (ведение графиков и подготовка документации) либо облегчит их выполнение. В систему можно заложить правила переноса сроков проведения инструктажа, выполняемого в автоматическом режиме при наступлении того или иного события, например при отсутствии работника в день планового проведения инструктажа и т.п. Применение системы [5] позволит снизить трудозатраты на планирование инструктажей и подготовку документации, число допускаемых ошибок, а также добиться более четкого соблюдения порядка проведения инструктажей, как установленного нормативными правовыми актами, так и принятого в организации.
Каждая организация заинтересована в том, чтобы оптимизировать время, затрачиваемое работниками на выполнение требований нормативных правовых актов, регламентирующих обязательное проведение инструктажей с работниками. Эта проблема может быть решена за счет оптимального планирования инструктажей и эффективной организации процесса их проведения, реализуемых посредством системы [5].
В систему заложены модули управления графиком и журналом проведения инструктажа. График формируется в автоматическом режиме на основе предыдущих результатов прохождения инструктажей. При формировании графика учитывают как основные, так и совмещаемые профессии работников, типы проводимых инструктажей, а также требуемую периодичность прохождения.
По итогам прохождения инструктажа данные попадают в раздел работы с журналом, где можно просмотреть сведения о конкретном работнике, а также вывести на принтер журнал, оформленный по установленной форме. Каждая запись снабжается двумя фотографиями работника, сделанными до и после проведения инструктажа для подтверждения его прохождения. На рис. 1 показано окно с информацией о прохождении инструктажа конкретным работником. Такой подход позволяет осложнить фальсификацию результатов и удостовериться в том, что именно данный работник проходил инструктаж в указанную дату.
Рис. 1. Окно с информацией о прохождении инструктажа
В зависимости от вида инструктажа обязанности по его проведению могут возлагаться на различные подразделения или конкретных работников. Так, вводный инструктаж регистрируется в отдельном журнале и проводится специалистом, на которого в организации возложены данные обязанности. Согласно [1] помимо работников организации, принимаемых на постоянную работу, вводному инструктажу подлежат временные работники, командированные, учащиеся и студенты, проходящие обучение или производственную практику, и др. Требуется отдельный подход к организации и проведению инструктажа для каждой из перечисленных групп, что является дополнительной нагрузкой на соответствующую службу или ответственное лицо. Чтобы разгрузить работников, алгоритмы подготовки и проведения инструктажей в рамках каждого из подходов закладывают в систему [5] на этапе внедрения. При этом взаимодействие с оператором системы реализовано средствами отдельных модулей, в рамках которых вводят необходимые данные, принимают промежуточные решения и т.п., что в совокупности реализует соответствующий подход.
Еще одна большая проблема – отсутствие готовых материалов для проведения инструктажей. Изменения в нормативно-правовой базе Российской Федерации, модернизация оборудования, внедрение новых технологий на производстве ведут к тому, что поддерживать программы инструктажей в актуальном состоянии становится затруднительно. Кроме того, материалы, входящие в программы инструктажей, должны находиться в свободном доступе для работников в целях самостоятельного изучения и подготовки. При необходимости, в том числе при непрохождении инструктажа, материалы могут выдаваться работникам на руки для временного персонального использования, что при ограниченном числе копий делает выданные материалы недоступными для изучения другими работниками. Со временем печатные варианты документов изнашиваются и теряются, что вызывает необходимость перепечатки и приводит к временной невозможности их использования. Несмотря на все большее развитие и распространение информационных технологий, в некоторых организациях по-прежнему используют бумажные носители для хранения материалов, применяемых при проведении инструктажей. Хранение материалов в электронном виде позволяет избежать описанных проблем, а система «Инструктаж» упрощает доступ к ним за счет структуризации и дополнительных функциональных возможностей, связанных с поиском информации и др. На рис. 2 показана работа с материалами инструктажа. Данная функциональность позволяет добиться более полной проработки материалов, что, помимо повышения знаний, приведет и к выявлению устаревшей либо утратившей актуальность информации. Своевременное обнаружение несоответствий даст возможность поддерживать базу материалов в актуальном состоянии, а система [5] позволит акцентировать внимание работников на последних изменениях.
Рис. 2. Работа с материалами инструктажа
Как правило, инструктаж завершается устным опросом работника на предмет усвоения программы. Программа необязательно включает в себя перечень типовых вопросов, таким образом, нет гарантий, что работник, проводящий инструктаж, примет объективное решение о прохождении инструктажа, так как заданных вопросов может быть недостаточно для оценки знаний инструктируемого работника. Решение о прохождении инструктажа также может приниматься не на основании оценки знаний инструктируемого, а на основании личного суждения, что недопустимо. В системе [5] устный опрос реализован в виде тестовых заданий (рис. 3), по результатам ответов на которые, согласно заложенному в систему критерию, принимается непредвзятое решение о полученных знаниях работника, проходившего инструктаж. Результаты прохождения тестовых заданий показаны на рис. 4.
Рис. 3. Вариант тестового задания
Рис. 4. Результаты прохождения тестовых заданий
Самая остро стоящая проблема – формальный подход к проведению инструктажа. В лучшем случае все сводится к тому, что работнику выдается на руки программа инструктажа и после ее прочтения оформляется запись о его проведении в журнале, а в худшем случае – к простому сбору подписей в журнале без объяснения материала программы и контроля за ее усвоением.
Очевидно, что при автоматизации всего процесса проведения инструктажа средствами программного обеспечения, в частности системы [5], данная проблема решается, так как программа ЭВМ работает только в соответствии с заложенным в нее алгоритмом и, например, не позволит включить в журнал проведения инструктажа тех работников, которые не ознакомились с материалами или не прошли проверку знаний.
В данной статье освещены основные проблемы, возникающие при организации и проведении инструктажей, частичное или полное устранение которых авторы видят в применении средств информационных технологий.
Список литературы