Д. В. Тихомиров, старший специалист-методист КГ «ТЕРМИКА»
Я. И. Грищенко, к. г. – м. н., начальник отдела КГ «ТЕРМИКА»
С. В. Кучеренко, старший научный сотрудник (Институт риска и безопасности)
(Гражданская защита, №1, 2015)
1. Обучение персонала по ГО и ЧС. Актуальные проблемы
2. Политика государства и нормативная документация по обучению в области ГО и ЧС
3. Обучение по ГО и ЧС. Формы, методы, организация
4. Электронный курс компании «ТЕРМИКА» по обучению работающего населения в области ГО и ЧС
Реализация задач государственной политики в сфере безопасности жизнедеятельности нельзя считать эффективной, если не предпринять конкретные шаги по обучению населения в области ГО и формированию культуры безопасности жизнедеятельности человека.
Обучение в области ГО и ЧС решает задачу комплексного повышения безопасности населения, и внимание этому обучению должно уделяться не меньше, чем обучению в сфере охраны труда и промышленной безопасности.
Актуальность усиления работы по систематическому обучению работников в области ГО и ЧС обусловлена множеством системных факторов. Кроме нарастающей политической нестабильности в мире и экологических рисков, это, в первую очередь, возрастающий риск техногенных аварий и катастроф. По данным РЭУ им. Г.В. Плеханова [1] степень износа основных фондов в стране составляет 50–60 %. Износ основных фондов в отдельных отраслях промышленности достигает 80 % Средний возраст оборудования промышленности увеличился почти в 2 раза по сравнению с 1970 г. В 2013 году по данным Счётной палаты РФ свой ресурс выработали более 90 % электростанций и электросетей, расположенных в европейской части России, 83 % – в Сибири и на Дальнем Востоке
В результате техногенные чрезвычайные ситуации составили половину всех ЧС в 2013 году [2]:
Рис 1. Структура количественных показателей по видам ЧС, ед., %
При этом по количеству погибших техногенные ЧС на первом месте с подавляющим отрывом [2]:
Рис. 2. Структура количественных показателей погибших по видам ЧС и терактам, чел.
Приведенные данные свидетельствуют, что главный резерв уменьшения числа пострадавших – это снижение количества техногенных чрезвычайных ситуаций, при этом наряду с техническими и организационными мерами важную роль играет обучение работников организаций и предприятий правилам поведения в ЧС и мерам по их предотвращению.
Основными причинами возникновения техногенных ЧС в 2013 г., согласно [2], явились такие факторы, как низкий уровень подготовленности и практических навыков обслуживающего персонала и нарушение правил и техники пожарной безопасности, неосторожное обращение с огнем.
Характерным примером техногенной аварии, повлекшей жертвы среди персонала предприятия, является авария на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года. Если рассмотреть этот инцидент с точки зрения влияния на него человеческого фактора, то можно прийти к выводу о недостаточном уровне знаний и умений персонала в части готовности к действиям в нештатной ситуации. В акте технического расследования аварии, опубликованном Ростехнадзором, указывается:
«Содержание плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС не предусматривало действий по сценарию случившейся аварии»; «Тренировок персонала на случай затопления зданий ГЭС не проводилось»; «В плане не учитывался персонал подрядных организаций, производящих обслуживание и ремонт оборудования, зданий и сооружений СШГЭС».
Один из выводов комиссии по расследованию аварии заключался в том, что количество жертв можно было бы значительно уменьшить, если бы подготовка работников к возможным чрезвычайным ситуациям велась на должном уровне.
По данным исследований международного общества медицины катастроф, подготовленные люди в чрезвычайной ситуации испытывают вдвое меньший стресс, чем необученные, при этом длительность нахождения человека в стрессовом состоянии на порядок меньше (рис 3). Практика показывает, что если у человека имеется информация о способах защиты при чрезвычайной ситуации, есть знания и отработанные навыки, то вероятность его гибели существенно снижается.
Рис. 3. Влияние обученности работников на уровень стресса во время чрезвычайной ситуации
В среднем при техногенных авариях риск смертельного исхода у необученного и не прошедшего соответствующую тренировку человека на 60 % больше, чем у обученного, согласно данным международного общества гражданской защиты. Эти и другие данные наглядно показывают, что роль обучения населения в области гражданской защиты достаточно велика и при правильной её организации может существенно снизить негативные последствия аварий и природных чрезвычайных ситуаций.
Необходимо отметить, что политическая нестабильность в мире, угрозы безопасности РФ и экологические риски также требуют серьёзного усиления подготовки работников в области ГО и ЧС. Государственная политика Российской Федерации направлена на непрерывное совершенствование этой подготовки.
Рис. 4. Динамика количества ЧС за период 2003–2013 гг., ед.
За последние 10 лет количество ЧС несколько снизилось (рис. 4) [2]. Закрепление этой тенденции является насущной задачей, стоящей перед страной и обществом в целом. Государственная политика Российской Федерации в области безопасности населения учитывает роль обучения граждан в области ГО и защиты от ЧС. В последние годы законодатель создал все условия для такого обучения.
Федеральные законы от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» указывают, что организации в пределах своих полномочий осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны и подготовку населения к действиям в чрезвычайных ситуациях [3, 4].
Рис. 5. Структура нормативно-правовой документации, регламентирующей обучение населения в области ГО и ЧС
Организацию и проведение такого обучения более подробно регламентируют постановления Правительства от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 02.11.2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», которые определяют лиц, занятых в сфере производства и обслуживания и не включенных в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций как «работающее население». Для этой группы предусматривают несколько форм обязательного обучения по ГО и защите от ЧС не реже раза в год.
В Российской Федерации подготовка населения, занятого в сфере производства и обслуживания, в 2013 году осуществлялась на плановых занятиях по 14-часовой программе. Всего обучено по данной программе 41,3 млн. чел. Полученные работающим населением знания и навыки закреплялись в ходе их участия в объектовых тренировках и комплексных учениях. В этих мероприятиях приняло участие более 11 млн. чел. [2]. В текущем 2014 году эти показатели продолжают расти. Такой масштаб свидетельствует о сложности стоящих перед организациями задач по обучению работающего населения.
Ответственность организаций за невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны предусмотрена статьей 20.7 КоАП РФ и предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тысяч рублей, а на юридических лиц – от 100 до 200 тысяч рублей.
МЧС России и его территориальные органы в соответствии с возложенными на него функциями осуществляет государственный надзор в области гражданской обороны и в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Надзору уделяется всё большее внимание и руководители предприятий чаще сталкиваются с необходимостью выполнять предписания контролирующих органов, приводя всю систему гражданской защиты на предприятии к современным требованиям.
В 2013 году органами государственного надзора в области гражданской обороны в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей было проведено 54 622 проверки и 58 373 проверки в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
В ноябре 2013 года приказом МЧС России от 28.11.2013 № 2-4-87-36-14 была утверждена новая Примерная программа обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Примерная программа определяет базовое содержание подготовки работающего населения в области ГО и ЧС и рассчитана на 19 часов учебного времени в течение календарного года [5]. Кроме увеличения времени, выделяемого на обучение, в программе расширен материал о сигналах оповещения об опасностях и порядке доведения их до населения. Программа предусматривает возможность применения различных форм обучения, в т. ч. в повседневной трудовой деятельности и позволяет организациям и предприятиям организовывать обучение своих работников оптимальным образом.
Этим же приказом МЧС утверждены программы и для других категорий населения: для руководителей и личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований, для руководителей органов власти, ответственных за ГО и защиту от ЧС. Таким образом, практически всё работающее население должно быть охвачено обучением в области ГО и ЧС.
Следует отметить, что при подготовке и организации обучения работников по ГО и ЧС, перед руководителем предприятия встаёт ряд проблем, часть из которых обусловлена особенностями Примерной программы МЧС. Так, в частности, в учебно-тематическом плане, предлагаемом Программой, из 19 часов, отводимых на обучение, 14 составляют практические занятия. Зачастую проведение практических занятий не может в достаточной мере выполнить задачу обучения, так как у слушателей просто нет необходимого уровня теоретических знаний. Примерная программа предусматривает, и этой возможностью нужно широко пользоваться, корректировку объёма и формата проведения занятий по тем или иным темам в части внедрения теоретического материала. Форма проведения при этом может варьироваться от традиционной лекции до использования электронных учебников.
В Примерной программе для обучения работающего населения приводятся требования о том, что должен знать работник после обучения, при этом подразумевается, что теоретический уровень слушателей перед началом обучения достаточно однороден. Однако на практике это не всегда соответствует действительности. Различия в первоначальном уровне подготовки требуют дифференцированного подхода к объему теоретического материала для различных категорий обучаемых, и одним из наиболее эффективных и современных методов реализации такого дифференцированного подхода является электронное обучение.
Ещё одной характерной проблемой, встающей перед руководителем предприятия при организации обучения, является, безусловно, масштаб и объём работы. Только в Москве более 7 млн. человек попадают под категорию «работающее население». Организовать их ежегодное надлежащее обучение без существенного ущерба для производства и без потери в качестве знаний обучаемых является серьёзной задачей
На сегодняшний день практикуется три основных формы обучения в области ГО и защиты от ЧС. Это обучение в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов РФ и на курсах ГО, самостоятельное изучение документации и методических указаний и обучение с использованием электронных учебных курсов, в частности, обучающих продуктов компании «ТЕРМИКА» (рис. 6).
Рис. 6. Основные способы обучения населения в области ГО и защиты от ЧС
Очевидно, что эти формы на практике часто дополняют друг друга и используются совместно. Многие учебно-методические центры (УМЦ) проводят обучение в очно-заочной форме, при этом часть материала слушатели изучают самостоятельно, часть – с использованием электронных курсов разной степени сложности и эффективности. При этом какой-то унификации здесь не наблюдается, некоторые УМЦ применяют достаточно мощные системы дистанционного обучения, другие – простые веб-средства с минимумом наглядности и интерактивности.
В свою очередь самостоятельное изучение сейчас часто совмещается с применением электронных материалов и курсов, а электронные учебники широко используются при чтении лекций в УМЦ.
Как известно, процесс изучения определённого объёма материала характеризуется кривой обучения (learning curve) [6]. Особенности человека таковы, что в начале обучения происходит медленный прогресс, затем процесс интенсифицируется, обучаемый осваивает большое количество новых для него понятий, определений, правил, получая основное представление о предмете.
Наконец, на третьем этапе прогресс замедляется как из-за утомляемости и потери мотивации, так и вследствие исчерпания учебного материала.
Рис. 7. Кривые обучения для различных организационных форм проведения занятий
Если мы сравним кривые обучения для однотипного учебного материала (рис. 7), то увидим, что самостоятельное изучение требует больше времени для входа во вторую фазу и оставляет большие пробелы в освоении материала в связи с отсутствием обратной связи.
Лекционный метод, практикуемый при очном обучении в УМЦ, в этом смысле эффективней, так как в нём есть обратная связь лектора со слушателем. Однако, сам факт групповой работы над материалом не позволяет в полной мере учесть индивидуальные особенности каждого обучаемого: темп восприятия информации, разную восприимчивость к тексту и графике, различный уровень начальной подготовки. Кроме того, в УМЦ учатся руководители и ответственные за ГО и ЧС, обучение в них всех работников предприятия не предусмотрено.
В этом контексте электронные курсы, созданные компанией «ТЕРМИКА», имеют преимущества перед традиционными способами обучения за счёт сочетания сугубо индивидуального подхода с интерактивностью и наглядностью.
Какие же особенности обучающих продуктов компании «ТЕРМИКА» позволяют получать столь высокий результат?
Это соответствие следующим требованиям:
1. Актуальность. Курс компании «ТЕРМИКА» по тематике ГО и защите от ЧС является современным и учитывает все изменения нормативно-правовой документации и все достижения науки в области гражданской защиты. В наших условиях курс может устареть за полгода, поэтому он постоянно актуализируется
2. Комплексность. Курс охватывает весь объём материала по защите населения. Он не выглядит как набор разрозненных, не связанных друг с другом конспектов, как это часто бывает. Наоборот, курс имеет чёткую, внутренне связанную структуру и полностью соответствует структуре примерной Программы МЧС работающего населения.
3. Модульная структура. Она позволяет обучаемому чётко определять объём уже пройденного и оставшегося материала и проводить рубежный и итоговый контроль после каждого модуля. Материал разделен на модули не механически, наши разработчики заботились о цельности модуля, его однородности, а также о возможности изучения модуля в отведённое время.
4. Соответствие международным стандартам и спецификациям SCORM. Электронный курс соответствует отраслевым стандартам. Во многих организациях и на предприятиях уже существуют системы обучения персонала и чтобы беспроблемно встроиться в эти системы, наши курсы соответствуют международным отраслевым стандартом, в частности, в области электронного обучения таким стандартом является SCORM.
5. Методическая полнота:
Обучающие продукты компании «ТЕРМИКА» обладают рядом черт, позволяющих им быть методически выверенными и обладающими дидактической полнотой
Наглядность. Традиционно наглядность является одним из мощнейших средств повышения эффективности обучения. Грамотно нарисованная схема, уместно поданная фотография могут заменить страницы текста или длинное объяснение. При этом нельзя забывать, что наглядность – это не цель, а инструмент. Создатели электронных курсов часто впадают в две крайности: или пренебрегают наглядностью, цитируют многостраничные тексты и превращают электронный курс в «slaydoment» – смесь слайда и документа. Либо, напротив, в каждом элементе курса вставляют множество избыточных изображений.
При создании курсов по ГО и ЧС разработчики «ТЕРМИКИ» для каждой схемы или рисунка чётко знали ответ на вопрос – зачем это изображение здесь, какую обучающую функцию оно несёт.
Рис. 8. Примеры правильно используемых средств наглядности в электронном курсе по ГО и ЧС компании «ТЕРМИКА» [7]
Структурированность. Современные стандарты требуют от разработчиков курсов чёткой, но в то же время гибкой и масштабируемой структуры курсов. Если курс используется в системе дистанционного обучения, то обучаемый должен иметь возможность вернуться к уже пройденному материалу, уделить сложным для восприятия темам больше времени.
Принцип электронных курсов «ТЕРМИКИ» – «Одна мысль – один слайд». Обучаемый на одном экране видит тезис, относящийся к какой либо одной, достаточно элементарной единице учебного материала, при этом все средства, используемые разработчиком, этот тезис подчеркивают, выделяют существенное и важное.
Рис. 9. Структура одной из тем и интерфейс электронного курса по ГО и ЧС компании «ТЕРМИКА» [7]
Интерфейс курса по ГО и ЧС «ТЕРМИКИ» максимально прозрачный, интуитивно понятный, при этом до любой части материала путь включает в себя не более пары кликов.
Раскрытие алгоритмов и последовательностей действий. При обучении по ГО и защите от ЧС большую часть материала занимают описания различных последовательностей действий человека: при аварии, при оказании первой доврачебной помощи, при пожаре и т. д. Многие из них в последствии закрепляются на тренировках, но если обучаемый не понимает сути алгоритмов действий, то тренировки могут быть неэффективными.
Такие последовательности и алгоритмы действий были выявлены нашими разработчиками курса и подаются обучаемому в максимально наглядной форме – в виде списков, блок-схем, интерактивных схем.
Рис. 10. Последовательности действий работников в виде наглядной схемы в электронном курсе по ГО и ЧС компании «ТЕРМИКА» [7]
Контроль на всех этапах обучения. Важнейшим звеном цепи обратной связи для обучаемого является контроль полученных знаний. Электронные курсы компании «ТЕРМИКА» предусматривают контроль и самоконтроль в виде тестовых заданий как после каждого модуля, так и в конце всего курса (рис. 12). Вопросы для самоконтроля в случае необходимости дают возможность просмотреть правильные ответы в соответствующем учебном модуле или нормативном документе, а проверка знаний после окончания курса учитывает время, количество правильных ответов и легко встраивается в существующие на предприятии или организации системы проверки знаний персонала.
Разработка пакетов тестовых вопросов для электронного курса, особенно по такому многогранному материалу как ГО и ЧС – это сложная работа и к ней был особый подход. Стояла задача, чтобы вопросы были ни особо лёгкими, ни запредельно трудными. На рис. 10 показаны характерные зависимости количества правильных ответов от числа тестируемых, набравших то или иное число правильных ответов.
По оси Y отложено количество тестируемых, набравших то или иное количество правильных ответов. Оптимальным считается распределение, близкое к нормальному Гауссову [6].
Рис. 11. Характерные зависимости количества правильных ответов от числа тестируемых при различном качестве тестовых вопросов
В результате анализа множества результатов тестирования специалисты компании «ТЕРМИКА» составили тестовые задания, позволяющие объективно оценить уровень знаний работников по ГО и ЧС.
Рис. 12. Тестовый вопрос с множественным выбором вариантов ответа в электронном курсе по ГО и ЧС компании «ТЕРМИКА» [7]
Перечисленное далеко не полностью описывает возможности применения электронные курсов по ГО и ЧС. Они могут в некоторых случаях использоваться как удобные электронные учебники и справочные пособия (рис. 13). В них включён словарь терминов, основные и дополнительные нормативно-правовые документы с удобными средствами поиска и просмотра.
Рис. 13. Глоссарий в электронном курсе, доступный на любом этапе обучения в электронном курсе по ГО и ЧС компании «ТЕРМИКА» [7]
В результате можно говорить о том, что соблюдение всех описанных требований и условий позволит электронному курса по ГО и ЧС «ТЕРМИКИ» стать по настоящему эффективным инструментом при обучении населения.
При этом предприятие или организация могут получать качественно обученный персонал без отрыва от производства, легко настраиваемый график обучения и простой учёт и контроль за слушателями. Кроме этого, применение электронных средств обучения не требует никаких дополнительных согласований и разрешений в надзорных органах.
Литература: