Особенности организации и проведения обучения работников организаций в области охраны окружающей среды и экологической безопасности


Я.И. Грищенко

О.А. Книжникова

(Экологический вестник России, №07, 2015)

Рассмотрены вопросы подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности (ООС и ЭБ) на современном этапе. Проанализировано современное состояние нормативной базы и требования, предъявляемые к экологической подготовке. Выдвинут ряд предложений о закреплении на федеральном уровне требований к проведению инструктажей и проверки знаний руководителей, специалистов и работников предприятий. Описаны современные методы обучения и тестирования, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.

Ключевые слова: экологическая безопасность на предприятии, подготовка и повышение квалификации, обучение руководителей и специалистов

1. Организация обучения в области охраны окружающей среды и экологической безопасности

Важным вопросом в области обеспечения экологической безопасности населения и охраны окружающей среды является вопрос профессиональной экологической подготовки руководителей и специалистов промышленных предприятий.

Механизмы реализации государственной политики в данной области отражены в «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденных Президентом РФ 30.04.2012. Среди прочего данный документ указывает на необходимость развития системы профессиональной экологической подготовки и повышения квалификации как на один из путей решении задачи формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания [5].

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 29.12.2014) «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды») в статье 71 также очерчивает сферу государственного регулирования в данном вопросе: «В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма» [1].

Общее и среднее профессиональное экологическое образование не получили в нашей стране широкого распространения. Единицы школ, специализирующихся на обще-экологических знаниях и небольшой ряд колледжей, дающих азы рационального природопользования и ООС, призваны, скорее, подготовить будущего специалиста к поступлению и обучению в высшем учебном заведении, нежели предполагают его непосредственную трудовую деятельность по специальности.

Высшее профессиональное экологическое образование получило широкое развитие в середине 90-х годов XX века и сразу приобрело универсальный, междисциплинарный характер, войдя в содержание практически всех форм профессионального образования. И это не случайно, поскольку совершенствование экологического образования является наиболее эффективным и наименее затратным с финансовой точки зрения способом уменьшения экологических рисков. Ведь нельзя забывать о том, что на всех этапах образования специалистов, работников промышленных предприятий следует формировать принципы сохранения, восстановления, приумножения тех или иных компонентов окружающей среды, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды.

Таблица 1. Нормативные документы, включающие в себя требования по обучению руководителей и специалистов в области ООС и ЭБ

Категория Федеральные нормативные акты
1. Декларативные (рамочные)
  • Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 N 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации»
  • «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30.04.2012)
2. Рекомендательные
  • Приказ Ростехнадзора от 29.12.2006 N 1155 «Об утверждении Типовой программы по курсу «Промышленная, экологическая, энергетическая безопасность, безопасность гидротехнических сооружений» для предаттестационной (предэкзаменационной) подготовки руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»
  • ГОСТ Р ИСО 14001-2007. Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению (утв. Приказом Ростехрегулирования от 12.07.2007 N 175-ст)
3. Регулирующие
  • Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 29.12.2014) «Об охране окружающей среды»
  • Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «Об отходах производства и потребления»
  • Приказ МПР России от 18.12.2002 N 868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами» (вместе с «Примерной программой профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами»)

Особым видом экологического образования является экологическое воспитание подрастающего поколения, молодых специалистов, работников предприятий, задачей которого является в первую очередь формирование психологии экологического мышления, профессионально-вдумчивого отношения к окружающей среде. Очевидно, что экологическое воспитание строится в первую очередь на экологическом знании, призванном сформировать, в частности у работника предприятия, систему представлений об экологических проблемах современности и пути их разрешения.

На сегодняшний день упоминания о необходимости профессиональной подготовки (именно «упоминания», а не «требования») в области ООС и ЭБ содержатся в совсем небольшом перечне федеральных нормативных документов. Их можно с известной степенью условности разделить на 3 категории: декларативные (рамочные), рекомендательные и регулирующие (табл. 1).

Своего рода прообразом «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30.04.2012) стала «Экологическая доктрина Российской Федерации», утвержденная в 2002 году распоряжением Правительства РФ. Обращает на себя внимание тот факт, что за 10 лет, разделяющих два этих документа, экологическая проблематика, фактически, «переросла» компетенцию министерств и Правительства РФ и попала под непосредственный контроль главы государства.  Многие тезисы «Экологической доктрины...» перешли в «Основы государственно политики...», в том числе вопросы, связанные с профессиональной экологической подготовкой. В документе указывается, что основной задачей государства в области экологического образования и просвещения является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии, для чего необходима подготовка и переподготовка в области экологии педагогических кадров для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования и просвещения, в том числе по вопросам устойчивого развития Российской Федерации [6].

Рекомендации по экологической подготовке всех работников компании содержатся в семействе стандартов ISO 14000. Краеугольным камнем грамотно построенной системы экологического менеджмента (СЭМ) является компетентность в области ООС и ЭБ любого сотрудника компании, выполняющего для нее какие-либо работы, связанные с возможными значимыми воздействиями на окружающую среду. При этом организация сама должна определять потребности в подготовке персонала, связанные с ее экологическими аспектами и системой экологического менеджмента, и своевременно организовывать соответствующие процедуры. Одним из главных постулатов СЭМ, достигающимся регулярной подготовкой и проверкой знаний в области ООС и ЭМ всех сотрудников компании является осознание каждым работников всей важности соответствия экологической политики, а также значимых экологических аспектов, связанных с их деятельностью. Конечной целью является осознание каждым сотрудником пользы для окружающей среды, наступающей вследствие повышения его личного профессионализма и экологических знаний [12].

К концу 2015 года планируется ввести в действие новую редакцию стандарта – ISO 14001:2015, проект которого сейчас находится на стадии рассмотрения. Со дня официального опубликования новой версии стандарта начнется переходный период внедрения новых требований. Изменения затронут значительную часть документа и, несомненно, коснутся сферы компетентности,  подготовки и осведомленности персонала компании в вопросах ООС и ЭБ.

Основным регулятором в действующей нормативно-правовой сфере по общей подготовке специалистов в области ООС и ЭБ, как известно, является статья 73 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Данная новелла обязывает руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, иметь подготовку в области ООС и ЭБ.

Обращает на себя внимание формулировка, определяющая субъект данной правовой нормы. Ведь «специалист, ответственный за принятие решений» это не только официальный, назначенный приказом руководителя предприятия, начальник экологической службы или просто ответственный за вопросы, связанные с экологической безопасностью. Это, фактически, любой специалист предприятия, выполняющий свои должностные обязанности, принимающий те или иные решения, несущий за них ответственность. Зачастую эти решения так или иначе связаны с потенциальным воздействием на окружающую среду, а значит естественным видится тот факт, что каждый специалист предприятия должен иметь представление об общих вопросах обеспечения экологической безопасности.

Отдельное место в законодательстве об обучении в области ООС и ПБ занимает вопрос о подготовке на право обращения с опасными отходами. Требования о необходимости такого обучения прописаны в ст. 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а в целях их реализации утверждена «Примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами» (Приказ МПР России от 18.12.2002 N 868 Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами») [7]. При этом свидетельства на право обращения с отходами на предприятии, а значит и допуск к работе, должны иметь абсолютно все лица, ответственные за их сбор, хранение и утилизацию.

2. Формы, методы и организация подготовки и проверки знаний в области ООС и ЭБ

Обучение и подготовка персонала в области ООС  и ЭБ в первую очередь должны быть направлены на передачу соответствующего опыта и знаний работникам промышленного предприятия всех рангов. Основными навыками, в рамках обучения и подготовки, является умение персонала самостоятельно распознавать и реагировать на возникающие проблемы охраны окружающей среды, умение предусматривать решение этих проблем, контролировать деятельность после проведения определенных мероприятий, умение применять свои знания в аварийных и чрезвычайных ситуациях, умение принимать ответственность на себя и проявлять обоснованную инициативу.

При реализации программ повышения квалификации происходит совершенствование или получение новой компетенции, которая является необходимой в профессиональной деятельности, а также осуществляется повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. При реализации же программы профессиональной переподготовки происходит  получение компетенции, которая необходима для реализации нового вида профессиональной деятельности, получение новых знаний, соответствующих более высоким квалификационным требованиям.

На сегодняшний день профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов в области ООС и ЭБ осуществляется, как правило, на базе действующих образовательных учреждений, осуществляющих преподавание учебных дисциплин по экологии, а также в учебно-методических центрах всех субъектов РФ, имеющих разрешение на ведение преподавательской деятельности с последующим освидетельствованием. Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» оговаривается, что срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе [8]. Лица, успешно освоившие дополнительную профессиональную программу и прошедшие итоговую аттестацию, получают квалификационные документы: удостоверение о краткосрочном повышении квалификации (от 72 до 100 аудиторных часов), свидетельство о повышении квалификации (свыше 100 аудиторных часов) или диплом о профессиональной переподготовке (свыше 500 аудиторных часов).

Очевидно, что далеко не каждое предприятие имеет возможность на длительное время оторвать от производственного процесса своего специалиста, направив его на очное обучение. Наиболее оптимальной формой получения знаний в этом случае является очно-заочная, при которой часть материала слушателями изучается самостоятельно, с использованием электронных учебных курсов разной степени сложности и эффективности. При этом часть учебных центров для автоматизации процесса применяют достаточно мощные системы дистанционного обучения, другие же – простые веб-средства с минимумом наглядности и интерактивности.

Предприятия также вправе при необходимости самостоятельно организовать на своей территории учебные классы (отделы) и проводить обучение, повышение квалификации своих работников с частичным отрывом от производства. К обучению рабочего персонала могут привлекаться высококвалифицированные специалисты предприятия, в том числе обученные в области ООС и ЭБ, а также приглашенные преподаватели и специалисты. Программа обучения формируется ответственными специалистами на основании потребностей и особенностей данного предприятия утверждается его руководителем. Ключевым источником информации для создания специализированных программ обучения и переподготовки персонала могут быть результаты проверок в области экологической безопасности, проводимых на данном предприятии.

Наряду с реализацией дополнительных профессиональных программ обучения на предприятиях может проводиться периодическая проверка знаний работников. Грамотно организованная и вовремя проведенная проверка знаний как часть эффективно выстроенной системы экологического менеджмента является показателем эффективности работы экологической службы предприятия, так как с ее помощью достигаются эффекты экологического, экономического, стратегического характера. Периодичность проверки знаний на предприятии устанавливается внутренними документами, не противоречащими законодательству РФ. Внеочередная проверка знаний в области обеспечения экологической безопасности может быть проведена при возникновении аварии, чрезвычайной ситуации, которая могла оказать негативное влияние на окружающую природную среду, при ненадлежащем исполнении сотрудником своих прямых должностных обязанностей, а также по требованию вышестоящих органов.

Проверка знаний может проводиться как на предприятии, так и учебно-методическом центре, в виде устного или письменного опроса, моделирования определенной ситуации, тестирования с применением специализированных электронных курсов. Проверка силами предприятия проводится по разработанным и утвержденным внутри предприятия программам, которые опираться на требования законодательства в области ООС и ЭБ.

3. Подготовка руководителей, специалистов и линейного персонала в области ООС и ЭБ

Несмотря на имеющуюся правовую основу и инициативу со стороны государства (обусловленную в первую очередь потенциальной мировой конкурентной способностью за счет экологизации производства), система непрерывного экологически-ориентированного образования в Российской Федерации до настоящего времени должным образом не сформировалась. Законодательное положение о всеобщности и комплексности экологического образования так и осталось не подкрепленным соответствующими правовыми санкциями в виде отрицательных последствий в случаях его неисполнения, либо поощрительных мер при надлежащей реализации законодательных предписаний.

Нормотворческий опыт в сфере регулирования вопросов охраны труда и промышленной безопасности на предприятиях показывает, что создать действенную и сколь угодно жесткую систему подготовки и проверки знаний руководителей, специалистов и линейного персонала возможно.

Как известно, в сфере промышленной и энергетической безопасности для организаций, поднадзорных Ростехнанадзору, утверждены два положения об организации обучения и проверки знаний руководителей, специалистов и рабочих [11], для реализации которых утвержден целый ряд областей аттестации и приняты соответствующие процедуры по проведению экзаменов. Как отмечается в Докладе «Обеспечение экологической и промышленной безопасности в условиях роста финансовой нагрузки на бизнес» [14], с 2007 года (т.е. с момента введение в действие системы всеобщей аттестации) по 2014 год количество несчастных случаев на производстве со смертельных исходом неуклонно падает. Количество произошедших за тот же период аварий имеет более сложную динамику, однако с 2012 года прослеживается четкая тенденция по их снижению (рис. 1).

В области обеспечения охраны труда в организациях также утвержден и применяется ряд действенных федеральных норм, определяющих как необходимый объем знаний, которым должен владеть каждый работник предприятия, так и порядок обучения и проверки знаний работников, специалистов и руководителей. В совместном постановлении Минтруда России и Минобрнауки России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» четко прописано, что работодатель обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ (либо в объеме должностных обязанностей) всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу [10]. Кроме того, документ дает довольно подробные разъяснения о порядке обучения работников рабочих профессий, а также руководителей и специалистов, непосредственно в самой организации, что позволяет значительно упростить данную процедуру, сделать ее доступной и не столь обременительной для предприятия.


Рис.1. Данные по несчастным случаям со смертельным исходом (1)
и авариям (2) за 2005 – 2014 гг [14]

Обучение пожарно-техническому минимуму проводится согласно требованиям Приказа МЧС России от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций». Данный документ не только указывает на обязательность такого обучения и проверки знаний, но и вводит дифференциальный подход к его форме и методам, а именно разделяет руководителей и специалистов на две категории – обучающихся с отрывом от производства в специализированных учебных центрах и без отрыва в самой организации [9]. Статистика свидетельствует, что количество погибших и травмированных в результате пожаров за период с 2009 по 2013 годы имеет уверенную тенденцию к снижению, причем общее снижение числа пострадавших измеряется тысячами человеческих жизней (рис. 2).  Динамика отношения количества погибших вследствие ЧС к общему числу умерших в стране также постоянно снижается (рис. 3), либо находится в контролируемых рамках. Все это, несомненно, говорит о большой работе МЧС России по предупреждению последствий ЧС, в том числе о нормотворческой работе Министерства, направленной на формирование системы обязательного обучение работающего населения в области гражданской обороны, защиты от ЧС и пожарной безопасности [15].

Иную ситуацию, не вписывающуюся в декларируемую политику в области экологического развития, мы наблюдаем в сфере экологического образования и просвещения. Как известно, с 01.01.2015 г. Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» введена категорийность объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, среди которых есть объекты, оказывающие значительное и умеренное воздействие на окружающую среду (объекты I и II категории). Тем самым подчеркивается опасность этих объектов, как для окружающей среды, так и для человека. Однако по-прежнему никакой, даже минимальной специальной подготовки рабочего персонала на подобных объектах в области основ экологической безопасности не предусматривается.


Рис. 2. Динамика отношения количества погибших вследствие чрезвычайных ситуаций,
пожаров и происшествий на водных объектах к общему числу умерших за 2004 – 2013 гг [13]


Рис 3. Количество пострадавших в результате пожаров за 2009 – 2013 гг [13]

В то же время, урегулировать данный вопрос и значительно повысить экологическую, а значит и инвестиционную привлекательность всей российской промышленности можно исходя их опыта зарекомендовавших себя систем обучения в области охраны труда, пожарной и промышленной безопасности. Среди таких мер видятся следующие:

  1. Утверждение на уровне Минприроды России типовых программ и планов обучения по экологической безопасности, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

  2. Введение обязательной подготовки и проверки знаний для всех руководителей и специалистов предприятий по программам обучения, разработанным самим предприятиям на основе утвержденных типовых программ и планов, без отрыва от производства и при наличие на предприятии комиссии, состоящей минимум из трех человек, имеющих высшее экологическое образование или прошедших соответствующее повышение квалификации в сертифицированном учебном центре.

  3. Введение обязательного вводного экологического инструктажа (наряду с инструктажами по охране труда, пожарной безопасности, электробезопасности) для всех работников предприятия при приеме на работу, вне зависимости от того, постоянная она или временная.

В заключении хотелось бы отметить, что масштабная работа по комплексной переработке экологического и природоохранного законодательства уже начата. Об этом свидетельствует рад новых требований и норм, вступление в силу которых запланировано вплоть до 2020 года [2, 4]. Остается надеяться, что вопросы экологического образования также не останутся в стороне и будут рассмотрены с учетом всего мирового и внутригосударственного опыта.

Литература:

  1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 29.12.2014) «Об охране окружающей среды»;

  2. Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

  3. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «Об отходах производства и потребления»;

  4. Федеральный закон от 29.12.2014 N 485-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации»;

  5. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30.04.2012);

  6. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 N 1225-р «Об экологической доктрине Российской Федерации»;

  7. Приказ МПР России от 18.12.2002 N 868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами» (вместе с «Примерной программой профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами»);

  8. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 (ред. от 15.11.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29444);

  9. Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 (ред. от 22.06.2010) «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.01.2008 N 10938);

  10. Постановление Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.02.2003 N 4209);

  11. Приказ Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37 (ред. от 06.12.2013) «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (вместе с «Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», «Положением об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору») (Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2007 N 9133);

  12. ГОСТ Р ИСО 14001-2007. Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению (утв. Приказом Ростехрегулирования от 12.07.2007 N 175-ст);

  13. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2013 году»;

  14. «Доклад руководителя Ростехнадзора А.В. Алешина на конференции «Обеспечение экологической и промышленной безопасности в условиях роста финансовой нагрузки на бизнес» в рамках Недели российского бизнеса 2015» // Безопасность труда в промышленности. - 2015. - № 3. - C. 9-11;

  15. Тихомиров Д.В.Персоналу объектов - знания в области ГО и ЧС / Д.В. Тихомиров, Я.И. Грищенко, С.В. Кучеренко // Гражданская защита. - 2015. - №1 (473). - С. 56-58.


16.07.2015