Грищенко Я.И. |
Мырзагалиева Ж.Ж. |
Самосейко А.Н. |
(Экологический вестник России, №10, 2015)
Ключевые слова: первичный инструктаж, повторный инструктаж, инструктаж на рабочем месте, экологическая политика, политика в области безопасности и охраны труда, промышленная безопасность и охрана труда.
В Российской Федерации уделяется значительное внимание безопасности и охране труда на производстве. В связи с этим предусмотрены различные виды инструктажей, требования к проведению которых изложены в ряде нормативно-правовых актов. Так, регулярное проведение инструктажей в рамках выполнения мероприятий в области промышленной безопасности предписывается «Положением об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (утв. Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37), а также правилами безопасности при осуществлении конкретных видов деятельности, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов.
Ярким примером такого требования может служить пункт 10 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах» (утв. Приказ Ростехнадзора от 14.03.2014 № 102), в котором написано: «При выполнении сварочных работ на опасных производственных объектах работники должны быть ознакомлены с правилами внутреннего распорядка, характерными опасными и вредными производственными факторами и признаками их проявления, действиями по конкретным видам тревог, другими вопросами, входящими в объемы вводного инструктажа и первичного инструктажа на рабочем месте. Сведения о проведении инструктажей фиксируются в соответствующих журналах с подтверждающими подписями инструктируемого и инструктирующего».
Как известно, в любых правилах (а в правилах промышленной безопасности особенно) не бывает случайных или излишних требований - за каждым пунктом этих документов стоят порой тысячи человеческих жизней. Например, требования о проведении инструктажей на объектах нефтезового комплекса так или иначе упоминаются в пятнадцати пунктах главного отраслевого документа по безопасности проведения работ – Федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» (утв. Приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 № 101). Работники, проходящие инструктажи, получают весь спектр необходимых сведений для обеспечения собственной безопасности и сохранности опасных объектов, на которых они работают, начиная от правил внутреннего распорядка и заканчивая действиями при ликвидации газонефтеводопроявлений согласно плану ликвидации аварий.
Не менее детально вопросы безопасности рассматриваются в требованиях по проведению обязательных первичных (повторных) противопожарных инструктажей. В Нормах пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (утв. Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 № 645) отмечено, что первичный (повторный) противопожарный инструктаж должен проводиться с каждым работником индивидуально, с практическим показом и отработкой умений пользоваться первичными средствами пожаротушения, действий при возникновении пожара, правил эвакуации и помощи пострадавшим. Все работники организации, имеющей пожароопасное производство, а также работающие в зданиях с массовым пребыванием людей, должны в обязательном порядке практически показать свое умение действовать при пожаре и использовать первичные средства пожаротушения.
Наконец, в целях реализации норм Трудового кодекса Российской Федерации был принят «Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (утв. Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29), требующий обязательное включение в программу первичных (повторных) инструктажей ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.
Целью проведения вышеуказанных инструктажей является обеспечение охраны труда, а также профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Другими словами, это минимально необходимые мероприятия, которые позволяют сохранить жизнь и здоровье работников в процессе выполнения их обязанностей на протяжении профессиональной трудовой деятельности (таблица 1). При этом важно понимать, что сохранение жизни и здоровья работников производственных предприятий невозможно без применения мер, направленных на предупреждение аварий, взрывов и пожаров. К числу таких мер несомненно следует отнести и меры по охране окружающей среды, качественное состояние которой неразрывно связано с благополучием каждого отдельно взятого человека, что зафиксировано в «Экологической доктрине Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р). В документе отмечается, что высокое качество жизни и здоровья населения может быть обеспечено только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды.
Таблица 1. Виды и описание инструктажей на рабочем месте
Виды инструктажей на рабочем месте | Регулирующие документы | Вопросы, рассматриваемые в инструктаже |
Инструктаж по промышленной безопасности |
|
|
Противопожарный инструктаж |
|
|
Инструктаж по охране труда |
|
|
Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были введены категории опасности для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Объекты, оказывающие значительное и умеренное воздействие, приравнены к объектам I и II категории опасности, в число которых в скором времени войдут объекты, на которых осуществляется переработка природного газа, производство нефтепродуктов, работы по обогащению руды, металлургическое производство, а также размещаются магистральные трубопроводы, предназначенные для транспортировки газа, нефти и продуктов их переработки (соответствующий проект постановления Правительства РФ уже находится на финальной стадии подготовки и на данный момент проходит этап оценки регулирующего воздействия). Все эти объекты несомненно представляют опасность как для окружающей среды, так и для человека, однако до сих пор никакой обязательной подготовки рабочего персонала к работе на экологически опасном производстве законодательством не предусматривается. Работники предприятий предупреждены об опасностях при работе с машинами и оборудованием, о возможных профессиональных заболеваниях и вредных производственных факторах, научены безопасным методам и приемам выполнения работ. Лишь только риск экологической катастрофы при несоблюдении всех правил безопасности и базовых природоохранных норм до сих пор игнорируется.
Программа первичного (повторного) инструктажа по охране труда разрабатывается и утверждается самой организацией, а рекомендованный перечень вопросов для составления такой программы содержится в ГОСТ 12.0.004-90. «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 05.11.1990 № 2797). В силу года своего издания и зачаточных представлений об ООС в нашей стране на тот исторический момент, вопросы экологической безопасности в данный стандарт включены не были. На основе этого многие организации сегодня делают простой вывод: раз нет рекомендаций, а тем более требований, то и нет необходимости включать вопросы ООС и ЭБ в программу инструктажа на рабочем месте.
Тем не менее на сегодняшний день существует вся необходимая база для проведения таких инструктажей, в частности опыт крупных промышленных предприятий, которые регулярно проводят как вводный инструктаж, в рамках донесения экологической политики до каждого сотрудника, так и включают в программу инструктажа на рабочем месте отдельную тему, посвященную экологической безопасности. Так, например, во многих крупных промышленных предприятиях существуют два отдельных документа: «Экологическая политика» и «Политика компании в области промышленной безопасности и охраны труда», а в некоторых они и вовсе объединены в один документ, разработанный в соответствии с международными стандартами OHSAS 18001 и ISO 14001. В таком документе отражается единая интегрированная политика в сфере промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды. В политике четко прописываются конкретные мероприятия, где обучение, инструктаж, проверка знаний в области промышленной безопасности, экологической безопасности и охраны труда являются первоочередными. Тем самым значительное внимание уделяется систематическому обучению и обеспечению высокого уровня знаний в области ООС и ЭБ каждого работника организации.
На сегодняшний день наиболее внимательно к вопросам ООС относятся компании нефтегазового сектора, которые в рамках выполнения требований ISO 14001 доводят экологическую политику компании до сведения каждого работника путем проведения вводного инструктажа по охране окружающей среды. Программа такого инструктажа содержит в себе требования законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, общие сведения о воздействии предприятия на окружающую природную среду, мероприятия, проводимые с целью минимизации воздействий на окружающую природную среду и т.д. Понимая всю значимость воздействия нефтегазовой деятельности и непосредственно каждого работника на окружающую среду, нефтяные компании вносят отдельную тему «экологическая безопасность» в программу первичного (повторного) инструктажа на рабочем месте, в которой отражены вопросы по обращению с отходами и опасными веществами, сведения об источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сбросов и очистке сточных вод, ответственность работника за нарушение требований по охране окружающей среды. Как вводный, так и первичный (повторный) инструктажи проводятся в электронном виде с использованием автоматизированных систем обучения. Такой подход к обучению вписывается в современную модернизацию образовательного процесса, где традиционное обучение уступает место автоматизированной технологии.
Подытоживая все вышесказанное, отметим, что включение темы «экологическая безопасность» в программу первичного (повторного) инструктажа по охране труда на рабочем месте могло бы стать эффективной частью мероприятий, направленных на обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды. В свою очередь частично решались бы задачи по реализации принципов охраны окружающей среды и государственной политики в области экологического развития, озвученные в «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30.04.2012). В нашей стране есть многочисленные примеры компаний, перешедших на рельсы международных стандартов, и их опыт сегодня очевидно востребован.
Для принятия описанных мер нужно не так и много:
1. Признать утратившим силу морально устаревший ГОСТ 12.0.004-90. «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 05.11.1990 № 2797)
2. Утвердить Приложения 3 и 4 к «Порядку обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (утв. Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29) в виде примерных перечней вопросов вводного инструктажа по охране труда и первичного (повторного) инструктажа на рабочем месте, в число которых должны войти вопросы ООС и ЭБ.
Эти шаги просты с точки зрения нормотворческой деятельности и уже давно назрели с точки зрения обеспечения комплексной безопасности страны. Однако для их реализации на сегодняшний день не хватает главного – законодательной воли и решительности.
Авторы: