Вводный инструктаж по экологической безопасности для работников промышленных предприятий


Грищенко Я.И.

Книжникова О.А.

Мырзагалиева Ж.Ж.

Самосейко А.Н.

(Экологический вестник России, №11, 2015)

В прошлой публикации (см. ЭВР 10' 2015) авторами был рассмотрен вопрос о необходимости включения вопросов экологической безопасности и охраны окружающей среды в программы первичного и повторного инструктажа на рабочем месте. Анализ существующих нормативных требований, многолетний отраслевой опыт, а также продолжающиеся колоссальные изменения в экологическом законодательстве, наделяющие все большей ответственностью за экологическую безопасность сами предприятия, показали, что такие меры давно назрели и многие передовые отрасли нашей страны давно самостоятельно приняли соответствующие решения. Аналогичная ситуация наблюдается и в случае с вводными инструктажами.

Ключевые слова: вводный инструктаж, экологическая политика, экологическая безопасность, промышленная безопасность и охрана труда, экологическая ответственность.


Обеспечение экологической безопасности, несомненно, должно являться одним из приоритетных направлений деятельности каждого предприятия. К основным принципам обеспечения экологической безопасности необходимо отнести в первую очередь:

  1. Соответствие деятельности предприятия требованиям природоохранного законодательства;

  2. Проведение анализа воздействия деятельности предприятия на окружающую среду и использование результатов такого анализа при принятии решений с целью уменьшения негативного воздействия на окружающую среду;

  3. Повышение квалификации персонала в области охраны окружающей среды;

  4. Открытость и доступность информации о деятельности предприятия в области охраны окружающей среды.

При этом не случайно, что повышение квалификации персонала в данном вопросе играет одну из ключевых ролей. На государственном уровне этот важнейший вопрос сформулирован как одна из основных задач государственной политики в области экологического развития [2], для решения которой предлагается целый ряд механизмов. Если рассматривать отдельно взятое предприятие как условную модель государства, эти механизмы, направленные на обеспечение экологической безопасности предприятия и переплетающиеся с известными принципами экологического менеджмента, можно сформулировать следующим образом:

  1. Формирование у всех работников предприятия, прежде всего у молодых специалистов, экологически ответственного мировоззрения;

  2. Поддержка руководством распространения внутри предприятия сведений экологической и ресурсосберегающей направленности, а также проведения тематических мероприятий;

  3. Включение вопросов охраны окружающей среды в вводные инструктажи и инструктажи на рабочем месте. Донесение экологической политики компании для всех работников предприятия;

  4. Поддержка руководством работников, самостоятельно или в профильных учебных центрах повышающих свою квалификацию по программам охраны окружающей среды и экологической безопасности;

  5. Развитие и расширение на предприятии собственной системы подготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении экономической и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду.

Одним из важнейших механизмов, с помощью которого у каждого работника формируются самые первые представления об экологической политике предприятия, на которое он пришел работать, является механизм вводных инструктажей, призванный заложить базовые принципы поведения работников и выполнения ими своих обязанностей.

Как известно, для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязан провести два вводных инструктажа - инструктаж по охране труда и противопожарный инструктаж. Программы вводных инструктажей [3, 4] разрабатываются на самих предприятиях и, как правило, учитывают специфику их деятельности, позволяя добавлять свои обязательные требования, которые необходимо донести до каждого работника.

Из перечисленных обязательных вопросов вводных инструктажей (таблица 1) лишь вопрос об основных опасных и вредных производственных факторах, характерных для данного производства имеет отношение к экологическим проблемам на предприятия. Однако и он направлен  больше на сохранение здоровья работника и ограждение его от вредного воздействия, чем на обеспечение экологической безопасности на конкретном предприятии и оценку степени его воздействия на окружающую среду в целом. Между тем, экологические аспекты хозяйственной деятельности предприятия гораздо шире и затрагивают все уровни производственного процесса, в которых участвуют и непосредственно на них влияют все работники предприятия.

Таблица 1. Виды и описание инструктажей на рабочем месте

Вводный инструктаж по охране труда Вводный противопожарный инструктаж
  • Общие сведения о предприятии, организации, характерные особенности производства;
  • Трудовой договор, рабочее время и время отдыха, охрана труда женщин и лиц моложе 18 лет. Льготы и компенсации;
  • Правила внутреннего трудового распорядка предприятия, организации, ответственность за нарушение правил;
  • Организация работы по охране труда на предприятии. Ведомственный, государственный надзор и общественный контроль за состоянием охраны труда;
  • Общие правила поведения работающих на территории предприятия, в производственных и вспомогательных помещениях. Расположение основных цехов, служб, вспомогательных помещений;
  • Основные опасные и вредные производственные факторы, характерные для данного производства. Методы и средства предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний: средства коллективной защиты, плакаты, знаки безопасности, сигнализация. Основные требования по предупреждению электротравматизма;
  • Основные требования производственной санитарии и личной гигиены;
  • Средства индивидуальной защиты. Порядок и нормы выдачи СИЗ, сроки носки;
  • Обстоятельства и причины отдельных характерных несчастных случаев, аварий, пожаров, происшедших на предприятии и других аналогичных производствах из-за нарушения требований безопасности;
  • Порядок расследования и оформления несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • Пожарная безопасность. Способы и средства предотвращения пожаров, взрывов, аварий. Действия персонала при их возникновении;
  • Первая помощь пострадавшим. Действия работающих при возникновении несчастного случая на участке, в цехе.
  • Правила содержания территории, зданий (сооружений) и помещений, в том числе эвакуационных путей, наружного и внутреннего водопровода, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей;
  • Требования пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности технологических процессов, производств и объектов;
  • Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации зданий (сооружений), оборудования, при производстве пожароопасных работ;
  • Правила применения открытого огня и проведения огневых работ;
  • Обязанности и действия работников при пожаре, правила вызова пожарной охраны, правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики.

Некоторые компании (как правило, только те, кто внедрил у себя систему экологического менеджмента  в соответствии с ISO 14000) самостоятельно компенсируют отсутствие обязательных требований по проведению вводного экологического инструктажа за счет включения в программу вводного инструктажа по охране труда раздела, либо темы по проблемам охраны окружающей среды. Однако опыт показывает, что данный раздел, как правило, затрагивает только вопросы по обращению с отходами, выбросами и сбросами, а сама информация доносится до инструктируемых поверхностно и размыто, в то время как вводный инструктаж должен представлять собой конкретный перечень требований ко всем работникам предприятия с четким указанием мер ответственности в случае их несоблюдения.

Несомненно, каждое конкретное предприятие должно самостоятельно формировать перечень вопросов, тем и разделов для проведения вводного экологического инструктажа. Однако важно помнить, что целью любого инструктажа в первую очередь является формирование у работника понимания его места и роли в тех или иных процессах, его повседневных обязанностях и его действиях в тех случаях, если что-то в этих процессах пошло не так. Например, в процессе противопожарного инструктажа работнику дается понять, что его окружают потенциально пожароопасные объекты и об этом он должен помнить при выполнении любых работ и действий. Временное складирование коробок возле двери пожарного выхода грозит затрудненной эвакуацией в случае неожиданного задымления, а незнание точек расположения огнетушителей в помещении чревато потерянными секундами при начинающемся возгорании. Таким образом, рассмотренный противопожарный инструктаж выстраивает четкую взаимосвязанную двустороннюю модель: «работник ↔ рабочая зона (цех, офис, открытое пространство)», в которой, с одной стороны, работник следит за противопожарной безопасностью своей рабочей зоны, а с другой - рабочая зона является для него источником потенциальной опасности.

В случае с обеспечением экологической безопасности такая модель представляется однонаправленной и может быть представлена как: «работник → предприятие → окружающая среда». Ведь каждое предприятие является в той или иной степени постоянным источником загрязнения для окружающей среды, однако, по сути, только его работники (в самом широком смысле от рабочих до руководителей) могут увеличивать или уменьшать это воздействие. «Предприятие», когда речь идет о взаимодействии с окружающей средой, это просто некий собирательный образ действий и бездействий его работников, принятых решений и используемых технологий. По сути, роль «работника» в этой модели настолько велика, что «предприятие» как промежуточное звено порой может просто не затрагиваться. Например, принятие техническим директором преступного решения о временном складировании бочек с химическими веществами на открытой почве и под открытым небом при стечении некоторых обстоятельств может привести к экологической катастрофе колоссального масштаба. И в данном случае деятельность предприятия, по сути, не имеет никакого значения.

Бесспорно, рассмотренные выше модели и примеры идеализированы, в реальности все не так просто и подвержено всестороннему контролю и надзору. Однако именно такие грубые модели и должны формироваться в сознании работника при прохождении вводного экологического инструктажа, формируя у работника как четкое представление о степени воздействия его предприятия на окружающую среду, так и осознание личной ответственности за все свои действия, совершенные в рамках должностных обязанностей либо по личной инициативе.

Говоря об институте экологических инструктажей нельзя не упомянуть об опыте Республики Беларусь, чье законодательство традиционно схоже с нашим и в котором вводный инструктаж по экологической безопасности является обязательным [5]. При этом отметим, что документ, регулирующий порядок проведения экологических инструктажей не содержит примерного перечня вопросов к ним и поэтому в первую очередь становится интересен взгляд белорусских коллег на содержание вводного инструктажа по экологической безопасности. Обобщая ряд источников и публикаций на эту тему, а также учитывая некоторую российскую специфику, можно сформулировать перечень базовых экологических знаний для всех работников предприятий (таблица 2).

Таблица 2. Виды и описание инструктажей на рабочем месте

1) Общие сведения о воздействии предприятия на окружающую среду
  • Количество и места расположения источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
  • Компонентный состав выбросов и их влияние на атмосферу
  • Общие данные о водопотреблении и водоотведении
  • Объемы выбросов загрязняющих веществ и сбросов сточных вод
  • Количество и класс опасности образующихся отходов.
2) Мероприятия, проводимые предприятием с целью минимизации воздействий на окружающую среду
  • Оснащение источников выбросов газоочистными установками
  • Очистка сточных вод
  • Сбор, использование, обезвреживание, транспортировка и размещение опасных отходов
  • Выделение вторичных материальных ресурсов из отходов производства
  • Применение наилучших доступных технологий
3) Сведения об организации работ по охране окружающей среды на предприятии
  • Данные о структурном подразделении (должностном лице), осуществляющем производственный экологический контроль, лаборатории, проводящей аналитический контроль, их обязанностях
  • Общие сведения о функционировании системы управления окружающей средой на предприятии (при наличии)
4) Основные требования и обязанности работника по охране атмосферного воздуха, охране и рациональному использованию водных ресурсов, недр, охране объектов растительного мира, земель, обращению с отходами и опасными веществами
5) Ответственность работника за нарушение требований по охране окружающей среды (дисциплинарная, административная, уголовная)

Разумеется, в рамках предложенного перечня необходимо сообщать только основные сведения, дающие представления о степени антропологического влияния предприятия и о роли работника в этом процессе. Знать точный объем сбросов предприятия за год, пожалуй, не интересно и не нужно ни простому рабочему, ни его руководителю, а вот представлять этот объем в сравнительных величинах, несомненно, полезно для понимания всего масштаба воздействия на окружающую среду и меры собственной ответственности при принятии тех или иных решений.

Вводный инструктаж по экологической безопасности является не только одним из эффективных механизмов приведения деятельности предприятия в соответствие с требованиями природоохранного законодательства и международных стандартов, но в самом широком смысле представляется важнейшей деталью в общем механизме необходимой экологизации всей промышленности. В нашей стране есть многочисленные примеры компаний, включивших этот механизм и по достоинству оценивших значимость экологических инструктажей и работы с персоналом в этом направлении в целом. Их опыт сегодня, очевидно, востребован, что подтверждается изменениями в законодательстве последних лет, и ввод обязательного экологического инструктажа в систему экологического контроля станет закономерным развитием нормативной базы, опирающимся на давно назревшую необходимость.

Литература:

  1. Грищенко Я.И., Мырзагалиева Ж.Ж., Самосейко А.Н. Инструктаж по экологической безопасности как обязательная часть инструктажа на рабочем месте // Экологический вестник России. – 2015. – № 10. – С. 62-65;

  2. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30.04.2012);

  3. Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 (ред. от 22.06.2010) «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»;

  4. ГОСТ 12.0.004-90. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 05.11.1990 N 2797);

  5. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 17 марта 2004 г. № 4 «Об утверждении Инструкции об организации производственного контроля в области охраны окружающей среды и Инструкции о порядке разработки, согласования и утверждения инструкции по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды».

Авторы:

  • Грищенко Ярослав Игоревич, кандидат геолого-минералогических наук, заместитель руководителя по экспертно-методической работе, начальник Экспертно-методического управления КГ «ТЕРМИКА»;
  • Книжникова Оксана Александровна, ведущий специалист Экспертно-методического управления КГ «ТЕРМИКА»;
  • Мырзагалиева Жанар Жумагуловна, старший специалист Экспертно-методического управления КГ «ТЕРМИКА»;
  • Самосейко Анна Николаевна, старший специалист экспертно-методического управления КГ «ТЕРМИКА».

01.12.2015