Грищенко Ярослав Игоревич – к.г.-м.н., КГ «ТЕРМИКА», заместитель руководителя по экспертно-методической работе
Тихомиров Дмитрий Владимирович – КГ «ТЕРМИКА», начальник аналитического отдела
(Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 20-летию принятия Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», 19 мая 2017 г.: Тезисы докладов.)
В 2017 г. отмечается 20-летний юбилей Федерального закона №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. – основного нормативно-правового акта, определяющего организационные, правовые и социально-экономические основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов (ОПО).
Наряду с иными новациями указанный закон установил обязательные требования к подготовке и аттестации по промышленной безопасности работников организаций, эксплуатирующих ОПО. Это позволяет нам также говорить и о 20-летней истории развития системы обязательной подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Порядок подготовки и аттестации руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Ростехнадзору (ранее Госгортехнадзору), не всегда был нормативно отрегулирован. До 2002 года в правовом поле отсутствовал единый документ, устанавливающий методические и квалификационные требования по организации предаттестационной подготовки работников, равно как и не была сформирована система контроля знаний у прошедших обучение. Однако 30 апреля 2002 г. постановлением Госгортехнадзора РФ № 21 было утверждено «Положение о порядке подготовки и аттестации работников организаций» (РД 03-444-02), которое определило, что подготовка к аттестации может проводиться в организациях, занимающихся подготовкой по промышленной безопасности и располагающих специалистами, имеющими соответствующую профессиональную подготовку, теоретические знания и практический опыт.
После проведения в 2004 году административной реформы, основные нормы РД 03-444-02 перешли в два положения, утвержденные приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 года № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»:
Каждый из перечисленных документов неоднократно претерпевал изменения, которые в той или иной степени меняли требования к подготовке и проверке знаний работников в области промышленной безопасности.
Изначально подготовка к аттестации велась только в специализированных образовательных организациях по согласованным с Ростехнадзором или его территориальным органом учебным программам, подразумевая отрыв от основного вида деятельности. Несмотря на то, что подготовка проходила по классической схеме (очные лекционные занятия и семинары), уже тогда в помощь преподавателям и обучающимся стали появляться первые электронные обучающие продукты, содержащие методические пособия, справочники и тестовые задания, отражающие основные требования промышленной безопасности на ОПО.
Тем не менее, не все организации могли позволить себе обучение персонала с отрывом от производства, что особенно коснулось малых предприятий, где вывести специалиста из рабочего процесса на длительный срок практически невозможно. В связи с этим соответствующие органы власти стали получать многочисленные обращения с просьбами о снижении нагрузки на бизнес в данной сфере.
Обусловленный данным обстоятельством приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2011 г № 714 «О внесении изменений в приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. № 37» был введен ряд изменений в части подготовки специалистов к аттестации по промышленной безопасности. В частности, было установлено, что подготовка может проводиться в соответствующих организациях в очной и дистанционной формах, а также в режиме самоподготовки. Таким образом, специалисты получили возможность готовиться самостоятельно, но организованно, по утвержденным руководителем организации учебным программам.
Конкретизировал требования к порядку проведения подготовки к аттестации введенный несколько позже Приказ Ростехнадзора от 6 апреля 2012 г. № 233 «Об утверждении областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», которым были утверждены рамки и объемы необходимых знаний, а также перечень нормативных правовых документов, определяющий требования к квалификации руководителей и специалистов организаций в той или иной области.
С появлением областей аттестации изменились и электронные средства обучения, которые стали предлагать пользователям полноценный методический контент, базирующийся на требованиях нормативно-правовых актов из утвержденного Ростехнадзором перечня.
Данный метод подготовки активно применяется и сегодня, однако, при его использовании перед руководством организаций возникает ряд проблем:
Таким образом, при подготовке к аттестации работник вынужден в ограниченные сроки либо самостоятельно изучать объемные нормативные документы, либо перейти к тактике заучивания правильных ответов на вопросы (для примера, область аттестации А.1 включает 20 нормативных документов общим объемом 930 страниц и 132 тестовых задания в 10 темах). Очевидно, что полученные таким образом «знания» исчезают сразу после прохождения экзамена.
Сегодня, когда предприятия ищут оптимальное решение данных проблем и новые возможности для повышения мотивации и эффективности обучения персонала, на помощь приходят специализированные продукты, основанные на объединении современных информационных технологий и классических разработок в области программированного обучения (самостоятельного приобретения знаний и навыков учащимися за счет пошагового усвоения материала).
Основная технология, используемая в данных продуктах, – модульное обучение. В качестве модульных единиц выступают слайды, составленные по вопросам теста и основанные на принципах опорного конспекта. За основу наполнения каждого слайда взяты вопрос и варианты ответа, при этом текст самого вопроса и варианты ответа доступны в один клик. Схематическое представление информации в сочетании с выделением ключевых слов максимально задействует каналы восприятия обучаемого, создают образ правильного ответа, который содержится в рамках полной информации по изучаемому вопросу, которая также запоминается.
Практика показывает, что применение подобных методик существенно повышает качество подготовки работников к сдаче экзаменов, а также улучшает их знания в предметной области в целом. Проходя подготовку индивидуально и в удобном темпе, обучаемый легче, проще и в результате эффективнее усваивает материал.
Как показывает история развития нормативного регулирования предаттестационной подготовки в области промышленной безопасности, регулирующий орган устанавливал, и вероятно будет устанавливать различные требования к такой подготовке. Но уже сейчас можно сделать вывод о серьезных перспективах дальнейшего развития электронных обучающих технологий, которые могут и будут симметрично отвечать на любые изменения, становясь полноценным инструментом образовательной деятельности.