Грищенко Ярослав Игоревич – к.г.-м.н., КГ «ТЕРМИКА», заместитель руководителя по экспертно-методической работе
(Экологический вестник России, №8, 2017. С. 36-41)
Аннотация: одним из требований, выполнение которого обязательно при осуществлении деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, является наличие у руководителя хозяйствующего субъекта и у всех его работников профессиональной подготовки на право работы с отходами I–IV классов опасности. В статье рассмотрены ретроспективное и современное состояния нормативной базы по данному вопросу, порядок, виды и программы обучения на право обращения с отходами, а также даны методические рекомендации по проведению обучения.
Ключевые слова: профессиональное обучение, профессиональное образование, обращение с отходами, документ о квалификации, типовая программа, законодательство об образовании.
Grishchenko Y.I.
Synopsis: one of the essential requirements when collecting, transporting, processing, utilizing, neutralizing and disposing of waste I–IV hazard classes is that the manager of economic entity and all his employees have a particular training in waste management of I–IV hazard classes. In the article is considered retrospective and current state of the regulatory framework on the issue, the order, types and training programs for the waste management, and also methodological recommendations for the training are provided.
Keywords: professional education, professional training, waste management, qualifications certificate, standard program, education law.
Требование о профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами, появилось в статье 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) [1] начиная с его первой редакции (таблица 1) и до 2015 года претерпело лишь одно изменение – замена термина «опасные отходы» на термин «отходы I–IV классов опасности». Подготовка указанных лиц должна быть подтверждена соответствующими документами, в числе которых до 1 января 2016 года указывались свидетельства (сертификаты) на право работы с отходами, а начиная с 1 января 2016 года и вступления в силу 26-й редакции Федерального закона № 89-ФЗ – документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования.
В конце 2002 года Минприроды России Приказом от 18.12.2002 № 868 утвердило согласованную с Минобрнауки России «Примерную программу профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами» (далее – Примерная программа) [2]. Примерная программа указывает количество часов подготовки, включая практические и самостоятельные занятия, а также темы для изучения, среди которых основы законодательства в области обращения с отходами, нормирование их воздействия на окружающую среду, информационное и лабораторно-аналитическое обеспечение, экономические механизмы регулирования, лицензирование и контроль за деятельностью в области обращения с отходами, организация обращения с ТБО, транспортирование, использование и обезвреживание отходов, проектирование и эксплуатация полигонов по их захоронению. Следует отметить, что Примерная программа не была зарегистрирована в Минюсте России и официально не опубликована, т.е. по формальным основаниям она не является нормативным правовым актом, обязательным к исполнению. В то же время она размещена во всех справочно-правовых системах, что, однако, также не признается официальным опубликованием. При этом других официальных документов, регламентирующих подготовку лиц для работы с отходами I–IV классов опасности, в России на сегодняшний день нет.
Спустя почти 12 лет всеобщего применения Примерной программы Минприроды России решило навести порядок в профподготовке лиц, допущенных к работе с отходами и как-то легитимизировать свои методические рекомендации по их обучению, обозначенные в целом ряде разъяснительных писем. Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» внес значительные изменения в законодательство об отходах [3], не оставив без внимания и статью 15 Федерального закона № 89-ФЗ, дополнив ее новым пунктом о том, что порядок профессиональной подготовки лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, и требования к ее осуществлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Указанный порядок так и не был принят, а вышеизложенное положение просуществовало всего полгода (с 01.07.2015 по 31.12.2015), пока не было заменено требованием ныне действующего Федерального закона от 29.12.2015 № 404-ФЗ [4], определившим, что профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании. Кроме этого, закон внес терминологические изменения в статью 15 Федерального закона № 89-ФЗ, требования которой были приведены в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ). Дело в том, что в основном законе Российской Федерации, регулирующем государственную политику в сфере образования, отсутствует такое понятие как «профессиональная подготовка» [5], и, как следствие, в сфере обучения лиц на право обращения с отходами его также было решено заменить на «профессиональное образование» и «профессиональное обучение».
При всей своей близости эти понятия имеют целый ряд особенностей и трактуются Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ следующим образом:
При этом под профессиональным обучением как таковым может подразумеваться три разных образовательных процесса. Для лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего, под профессиональным обучением понимается обучение на профессию или должность по соответствующим программам. Для лиц, уже имеющих профессию рабочего или должность служащего, под профессиональным обучением понимается получение новой профессии или должности служащего либо обучение по программам повышения квалификации в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.
Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Программы повышения квалификации направлены на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, в то время как программы профессиональной переподготовки направлены на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, либо приобретение новой квалификации.
Закон оперирует и термином «подготовка», понимая под ним как сам процесс обучения, так и факт приобретения новых компетенций. Через понятие «компетенция» Федеральный закон № 273-ФЗ определяет результаты обучения, а также подразумевает описание с помощью компетенций квалификаций. В соответствии с частью 5 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, и приобретение новой квалификации. В данной статье термин «подготовка» применяется как синоним термина «профессиональное обучение».
Также в Федеральном законе № 273-ФЗ нет понятия «сертификат», используемого в предыдущей редакции Федерального закона № 89-ФЗ, а термин «свидетельство» используется в несколько ином контексте. В этой связи в действующей редакции Федерального закона № 89-ФЗ данные документы заменены громоздким определением «документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I–IV классов опасности», что соответствует современному законодательству об образовании и подразумевает под собой свидетельство о профессии рабочего или должности служащего, удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке.
В соответствии с действующей редакцией статьи 15 Федерального закона № 89-ФЗ профессиональное обучение или получение дополнительного профессионального образования, необходимые для работы с отходами I–IV классов опасности, должны иметь все лица, допущенные к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, т.е. те работники организации, которые так или иначе связаны со следующими работами:
Очевидно, что в компаниях, занимающихся приемом и утилизацией отходов, таких работников должно быть несколько, в то время как в организациях промышленности, где отходы являются лишь неизбежной стороной производственного процесса, ответственность по обращению с отходами, как правило, может быть возложена только на штатного специалиста по экологической безопасности и руководителя организации, которые и должны проходить соответствующее обучение.
Главным условием допуска к выполнению указанных работ является наличие у работников документов о квалификации, полученных по результатам прохождения профессионального обучения или дополнительного профессионального образования в соответствии с законодательством об образовании. С учетом применяемых на практике программ это означает прохождение повышения квалификации с получением удостоверения, форма которого самостоятельно устанавливается организациями, осуществляющими образовательную деятельность и имеющими лицензию на право ведения соответствующей образовательной деятельности.
В соответствии с требованиями профессионального стандарта «Специалист в области обращения с отходами» [6] для такого специалиста устанавливаются два уровня квалификации (степень профессионального мастерства): пятый и шестой. Специалист пятого уровня квалификации должен иметь среднее профессиональное образование (программа подготовки специалистов среднего звена), а также документ о прохождении дополнительной профессиональной программы обучения (повышение квалификации или профессиональная переподготовка). Специалист шестого квалификационного уровня должен обладать дипломом государственного образца о высшем образовании (бакалавриат) и иметь документ о прохождении дополнительной профессиональной программы обучения в виде курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки.
Для специалиста в области обращения с отходами профстандарт определяет две обобщенные трудовые функции: организационная (организация системы учета и мониторинга обращения с отходами потребления и производства – пятый уровень квалификации) и координационная (координация деятельности по организации и контролю в области обращения с отходами производства и потребления – шестой уровень квалификации). В рамках этих обобщенных функций выделяются конкретизированные трудовые функции. Для специалиста пятого уровня квалификации это разработка проектов нормативных правовых актов, регулирующих обращение с отходами, а также учет и инвентаризация отходов. Для специалиста же шестого квалификационного уровня этими функциями являются контроль деятельности в области обращения с отходами, а также организация инфраструктуры экологически безопасного обезвреживания и переработки отходов.
Специалист, ответственный за обращение с отходами в организации, при максимальном уровне квалификации и непосредственно по предмету своей деятельности должен знать:
Для подготовки специалистов в соответствии с указанными требованиями, а также в целях приведения требований Приказа МПР России от 18.12.2002 № 868 в соответствие с действующим законодательстве об образовании, Минприроды России подготовил проект «Типовой дополнительной профессиональной программы образования (повышения квалификации) лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности» (далее – Типовая программа) [7]. На сегодняшний день текст документа без замечаний прошел общественное обсуждение на «Федеральном портале проектов нормативных правовых актов» и находится на этапе антикоррупционной экспертизы.
Предлагаемая программа рассчитана на подготовку в объеме 38 часов и ориентирована на повышение квалификации и совершенствование имеющихся компетенций как слушателей, получивших базовое образование по профильным специальностям, так и слушателей, приобретающих новые компетенции на основе имеющегося профессионального образования. В результате освоения Типовой программы слушатели совершенствуют имеющиеся и (или) получают новые компетенции, необходимые для профессиональной деятельности, и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Содержание Типовой программы представлено общими положениями, примерным учебным планом, примерными рабочими программами учебных дисциплин, планируемыми результатами освоения, условиями реализации, системой оценки результатов освоения программы.
Примерный учебный план содержит перечень учебных предметов и тем с указанием времени, отводимого на освоение учебных разделов (модулей), включая время, отводимое на теоретические и практические занятия. В свою очередь рабочие программы раскрывают рекомендуемую последовательность изучения разделов (модулей) и тем, а также распределяют по ним учебную нагрузку. Типовая программа предусматривает достаточный объем практических занятий, необходимых для формирования компетенций, закрепления и развития профессиональных навыков работников. Так, например, изучение учебного предмета «Классификация и паспортизация отходов» предполагает 2 часа практических занятий, в которые входит отработка навыков по выявлению отходов и классификации отходов по основным классификационным признакам, отнесению отходов к конкретным классам опасности, паспортизация отходов I–IV классов опасности.
Типовая программа содержит организационно-педагогические, кадровые, информационно-методические и материально-технические требования, обеспечивающие ее выполнение. В частности, обучение должно проводиться только в оборудованных учебных кабинетах, отвечающих материально-техническим и информационно-методическим требованиям, что исключает изучение программы дистанционно или в режиме самоподготовки. Кроме того, Типовая программа подразумевает осуществление как текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации слушателей, так и итоговую аттестацию в форме квалификационного теста. Квалификационный тест обеспечивает проверку знаний в форме письменного задания, которое может дополняться устным опросом.
Рассмотренный проект Типовой программы полностью отражает тенденции последних лет и направления государственной политики в области экологического развития. В апреле текущего года была разработана и утверждена «Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» [8]. Целями государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности провозглашается сохранение и восстановление природной среды, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики, ликвидация накопленного вреда окружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата. В свою очередь для достижения указанных целей с учетом вызовов и угроз экологической безопасности должен быть решен целый ряд задач, среди которых указывается повышение уровня утилизации отходов производства и потребления. Решать поставленную задачу предполагается по двум приоритетным направлениям:
Несомненно, такие планы требуют наличия в стране грамотных и правильно обученных специалистов как в руководящих структурах, так и на местах. В этой связи разработка проекта Типовой программы является важнейшим, но не исчерпывающим шагом в направлении решения поставленных задач, равно как и очного обучения с периодичностью один раз в пять лет недостаточно для получения новых знаний о динамично меняющихся технологиях и изменениях в законодательной базе.
Федеральный закон № 273-ФЗ в явной форме указывает, что обучающие организации вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования [5]. Кроме того, в ряде нормативных документов закреплены обязанности работодателя по организации обучения и проверки знаний работников по вопросам охраны труда, промышленной безопасности, энергетической безопасности, пожарной безопасности, гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций (см. [10, 11]), где указывается необходимость постоянного контроля знаний и практических навыков работников организаций практически любыми доступными работодателю способами. Таких регулирующих документов, к сожалению, в сфере обучения обращению с отходами пока нет, и это направление развития нормативной базы представляется наиболее жизнеспособным в современных условиях.
Литература: