Грищенко Ярослав Игоревич – к.г.- м.н., заместитель руководителя КГ «ТЕРМИКА» по экспертно-методической работе
Таланов Сергей Алиевич – заместитель начальника методического отдела КГ «ТЕРМИКА»
(Охрана труда и социальное страхование, № 2, 2018. С. 22-30)
Проблема обеспечения безопасности дорожного движения в России на протяжении многих десятилетий остается крайне острой и, по мнению многих экспертов, приняла масштабы и характер национального бедствия. Согласно официальной статистике ГИБДД [1] ежедневно на дорогах страны гибнет 50–60 человек, более 600 человек получает ранения различной степени тяжести. В ежегодном выражении эти цифры приобретают пугающие масштабы – более 20 тыс. погибших и более 220 тыс. раненых.
Тем не менее, начиная с 2012 года, наблюдается стабильное снижение дорожно-транспортных происшествий и, как следствие, смертности среди пострадавших. Если в 2012 году погибло 27991 человек, то в 2016 году этот показатель удалось снизить до 20308 человек с перспективой дальнейшего снижения по результатам 2017 года (17185 человек по состоянию на 30.11.2017).
Снижение смертности на дорогах является результатом длительной работы, которую ведут МВД и Правительство Российской Федерации. В частности, в рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» [2] был принят ряд мер по улучшению дисциплины движения на дорогах, увеличению размеров штрафов за нарушение Правил дорожного движения и лишение прав на управление транспортным средством за вождение в состоянии алкогольного опьянения. На повышение безопасности вождения «работает» и фотовидеофиксация нарушений стационарными дорожными камерами, что заставляет потенциальных нарушителей держать себя в установленных рамках.
Однако все перечисленные меры бессильны против человеческой халатности и безответственности. Особенно значимы эти факторы для персонала и водителей организаций, эксплуатирующих автомобильный транспорт для перевозки людей и грузов. Рассмотрим два показательных и трагических примера, произошедших в 2017 году.
25 августа в Темрюкском районе Краснодарского края, в курортном поселке Волна с пирса на скорости упал в море с высоты 3−4 метров автобус с рабочими-вахтовиками. Автобус подрядной организации перевозил работников компании ЗАО «Таманьнефтегаз». В результате этого дорожно-транспортного происшествия погибло 18 человек, 34 получили ранения различной степени тяжести. Предварительно можно сделать вывод о том, что Перевозчик предоставил автобус с неисправной тормозной системой, а Заказчик не проконтролировал качество оказываемых ему услуг, что привело к гибели и травмированию пассажиров.
6 октября на железнодорожном переезде во Владимирской области произошло другое ЧП – под поезд попал пассажирский автобус. В результате ДТП погибло 16 человек, в том числе и водитель. Автобус выехал на запрещающий сигнал на железнодорожный переезд, где его двигатель заглох. По предварительным данным автобус 1990 года выпуска находился в неисправном состоянии, а водитель сознательно проигнорировал запрещающий сигнал.
В первом случае персонал службы технического контроля, выводивший автобус на линию, грубо нарушил правила проведения осмотра транспортного средства либо не проводил его вовсе. Во втором случае сам водитель пренебрег Правилами дорожного движения в надежде «проскочить» опасный участок. Оба примера свидетельствуют о том, что профилактика травматизма и смертности на дорогах невозможна без методичного инструктирования, повышения квалификации и проверки знаний персонала.
Основным нормативным актом, определяющим правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации и устанавливающим механизм государственного регулирования в данной сфере, является Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [3]. Особое внимание в законе уделено обязанности работодателя создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников хозяйствующих субъектов, обеспечивающих безопасность дорожного движения. На практике это означает, что все организации параллельно с обязательным обучением по охране труда и мерам пожарной безопасности, а с недавнего времени и вопросам гражданской обороны, должны обучать своих работников, связанных с эксплуатацией транспорта, безопасности дорожного движения. Такие работники подразделяются на две категории:
На сегодняшний день сложилась неоднозначная ситуация в вопросе регулирования обучения (повышения квалификации) вышеперечисленных категорий работников, созданная значительными изменениями законодательства в области безопасности дорожного движения, происшедшими в 2016 году [4, 5, 6]. В организациях, не являющихся перевозчиками по основному виду деятельности, лица, ответственные за эксплуатацию автомобильного транспорта и безопасность дорожного движения, назначаются на усмотрение руководителя организации. При этом необходимость и порядок их обучения ничем не регламентированы. Приказом Минтранса России от 22.07.2016 № 207 «О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства транспорта Российской Федерации» [6] был отменен Приказ Минтранса России от 23.07.1998 № 91 «Об утверждении типовых программ квалификационной подготовки специалистов юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте» [5], при этом новый порядок, а также новые типовые программы утверждены не были. Это означает, что организация, планирующая провести обучение, должна самостоятельно разрабатывать программы для необходимой категории обучаемых, в том числе основываясь на применяемых ранее типовых программах, содержательная часть которых не противоречит современным нормам и требованиям.
Подобная ситуация сложилась и в сфере повышения профессионального мастерства водителей. Впервые учебный план и программа ежегодных обязательных 20-часовых занятий с водителями в автотранспортных предприятиях были введены в действие Распоряжением Минавтотранса РСФСР от 31.03.1987 № АП-14/118 [7]. Позднее, в результате реализации этапов реформирования транспортного комплекса страны, значительным изменениям и дополнениям подверглись нормативные правовые документы, регламентирующие обеспечение безопасности дорожного движения, совершенствовалась нормативная техническая база, а вместе с ней и требования к конструктивным особенностям транспортных средств, влияющим на безопасность движения. Появился новый участник дорожного движения – индивидуальный предприниматель, осуществляющий перевозку пассажиров и грузов на коммерческой основе. Становление и развитие конкурентной среды на рынке транспортных услуг потребовали пересмотра традиционных способов и позиций хозяйственной деятельности автотранспортных организаций в новых экономических условиях. Такие значительные преобразования не могли обойти стороной условия трудовой деятельности водителей транспортных средств и, следовательно, сформировали реальную потребность в дополнении и содержательном обновлении комплекса мероприятий, связанных с повышением профессионального мастерства водителя. В связи с этим был издан Приказ Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов» (далее – Приказ № 27), на основании которого была разработана обновленная «Программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных предприятий (РД-26127100-1070-01)» [8]. Несмотря на то, что позднее Приказ № 27 был отменен [9], необходимость повышения квалификации и мастерства водителей не исчезла.
При этом следует понимать, что законодательно больше не регулируются количество часов и темы, по которым будет обучаться водитель, теперь это прерогатива работодателя, и он должен организовать это обучение [3] в соответствии со спецификой своего предприятия. Каждое предприятие, эксплуатирующее автотранспорт, должно самостоятельно разработать для обучения водителей программу по повышению квалификации и профессионального мастерства, в том числе основываясь на применяемой ранее 20-часовой программе, содержательная часть которой не утратила силу.
Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации [10]. Так как на данный момент общий профессиональный стандарт для водителей не утвержден, такая программа вполне может быть разработана на основе профессиональных требований. В ней должны быть отражены сведения о дорожно-транспортной аварийности, нормативно-правовое регулирование дорожного движения, разобраны типичные дорожно-транспортные ситуации повышенной опасности. В процессе обучения должны быть также изучены основы оказания первой помощи и условий перевозок пассажиров и грузов на опасных участках маршрутов движения.
Кроме того, законодательно установлено, что для обеспечения безопасной эксплуатации транспортных средств работодатель обязан обеспечить водителей информацией о погодных условиях, маршруте, действиях в нештатных ситуациях и т. д. [11]. Вся эта информация должна доводиться до водителей путем проведения вводного, предрейсового, сезонного и специального инструктажей.
Вводный инструктаж проводится со всеми водителями при приеме их на работу независимо от уровня квалификации и стажа работы. Предрейсовый инструктаж с водителем должен проводиться при отправлении водителя по маршруту движения впервые, при перевозке детей, а также при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Два раза в год в весенне-летний и осенне-зимний периоды со всеми водителями проводятся сезонные инструктажи. При проведении специального инструктажа до водителей доводится срочная информация, дается оценка сложившейся ситуации и устанавливается порядок необходимых действий водителя. До водителей необходимо донести кроме теоретических знаний большой объем практических требований, указаний по безопасным приемам вождения. Специфика труда водителя требует при обучении отрабатывать с ними навыки выбора безопасного решения в большом количестве ситуаций на дороге в различных условиях.
Запрещается допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей. При этом должен осуществляться документальный учет сведений о лицах (фамилия, имя, отчество, занимаемая должность), проходивших и проводивших инструктаж, виде инструктажа и дате его проведения. Результаты этого учета хранятся на предприятии не менее трех лет.
Обучение персонала в целом и персонала, непосредственно связанного с движением автомобильного транспорта в частности, на современном этапе развития претерпевает значительные изменения. Наряду с традиционными методами обучения уже более двух десятков лет на предприятиях и в организациях промышленности в корпоративном обучении используются дистанционные системы и электронные обучающие курсы, а для самоподготовки и проверки знаний – компьютерное тестирование. Эти методики и инструменты развития персонала давно уже зарекомендовали себя как эффективные средства повышения качества обучения и снижения общих затрат на подготовку и проверку знаний работников.
Однако у руководителей и лиц, ответственных за организацию обучения на предприятиях, зачастую возникают закономерные вопросы: насколько легитимно применение таких современных способов обучения? Будет ли оно иметь в глазах проверяющих и надзорных органов такой же вес, как обычное аудиторное теоретическое обучение?
На эти вопросы четкий ответ дает Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, согласно которому в процессе обучения могут использоваться элементы самостоятельного изучения программы по охране труда, модульные и компьютерные программы, а также дистанционное обучение [12]. С учетом этих требований организации и предприятия самых разных отраслей активно применяют современные методы электронного обучения как ответственных специалистов, так и водителей.
Наиболее широко в современном обучении и подготовке персонала применяются электронные тесты. Основные преимущества компьютерных тестовых систем давно известны и высоко оценены на корпоративном рынке работы с персоналом: оперативность тестирования, объективность, исключающая личностные отношения проверяющего к тестируемому, возможность охватить большую аудиторию (что крайне важно для крупных компаний и холдингов), автоматизация обработки результатов, возможность самоконтроля тестируемых. В отличие от архаичных бланковых систем тестирования в компьютерных тестах технологически возможно применять разный уровень сложности вопросов, регулировать шкалы оценки результатов тестирования в зависимости от многих критериев [13].
Законодательством в области безопасности дорожного движения не установлены формы проведения всех видов инструктажей, поэтому организации сами вправе устанавливать любые формы проведения инструктажа и утверждать их своими локальными актами. Формы могут быть различными: от индивидуального изучения печатных инструкций, проведения групповых лекций до использования интерактивных систем обучения с оценкой риска выполняемых работ.
Здесь свою позитивную роль играют электронные дистанционные средства обучения, позволяющие моделировать любые возможные на дороге события, доносить до водителей в наглядной и в нужной мере в игровой форме те знания, которые при традиционном обучении усвоились бы гораздо хуже. При этом электронное обучение позволяет очень гибко настраивать процесс обучения, вести полный учет пройденного материала, планировать и назначать обучение. Проведение инструктажей водителей так же интегрируется в корпоративные системы дистанционного обучения, как и для других работников.
Например, вводный инструктаж для водителей может быть организован в виде последовательно идущих слайдов, на которых учебные материалы представлены в виде текста, таблиц, схем, диаграмм, рисунков, элементов анимации, что способствует лучшему пониманию и запоминанию необходимых сведений.
Реализовать все необходимые требования при проведении сезонного инструктажа по безопасности дорожного движения возможно с помощью иллюстрированного электронного пособия по ключевым правилам безопасности дорожного движения в зависимости от времени года, выполненного в виде последовательно идущих слайдов, на которых размещена текстовая и графическая информация в виде четко сформулированных «золотых правил безопасности», которые обеспечивают трехмодульную подготовку работников.
На первом этапе каждое «золотое правило» сопровождается показательной сценкой с использованием оригинальных персонажей, основанной на реальных ситуациях и примерах, а также текстовым пояснением, раскрывающим основное правило, детали и порядок выполнения соответствующего вида работ (рис. 1).
Рис. 1. Осенне-зимний инструктаж для водителей
На втором этапе работнику предлагается ознакомиться с анимационными примерами, иллюстрирующими последствия несоблюдения требований безопасности при выполнении работ. Для закрепления полученной информации водитель проходит интерактивный тренинг. При прохождении тренинга водителю необходимо изучить визуализированные сцены, максимально приближенные к реальным рабочим условиям, и найти объекты, на которых происходит нарушение требований безопасности. Тренинг оборудован счетчиком правильных ответов и ошибок, а сами задания могут иметь некоторую неоднозначность решения и требовать комплексной оценки предлагаемой ситуации (рис. 2).
Рис. 2. Тренинговый модуль осеннее-зимнего инструктажа для водителей
Такие обучающие продукты позволяют руководству предприятия проводить повышение квалификации специалистов на самом предприятии без отрыва от производства, а также чаще, чем того требует законодательство, если в этом возникает необходимость (по охране труда – не реже одного раза в три года, по транспортной безопасности – не реже одного раза в пять лет), что особенно актуально в последнее время в связи с интенсивным изменением законодательства в области безопасности дорожного движения.
Список источников и литературы: